В преддверии выступления «Симфонического кино» в Нижнем Новгороде, которое состоится 26 февраля, городской портал NN.RU пообщался с Юрием Каспаряном, одним из создателей данного проекта и экс-гитаристом группы «Кино». В интервью Юрий рассказал о Викторе Цое, посещении группой «Кино» заграницы и, конечно, о «Симфоническом кино» и своих творческих планах.
— Какие взаимоотношения царили в группе «Кино»? С кем лично у вас были самые дружеские отношения?
— Вот так вот, прямо все вам рассказать, да? Все мы дружили, веселились, ругались, соперничали и записывали прекрасную музыку, стремились к этому.
— С кем из рок-музыкантов и рок-групп у «Кино» были наилучшие отношения?
— «Аквариумом», «Звуками Му», «Петлей Нестерова»…
— Правда ли, что у Виктора Цоя и лидера группы «Алиса» Константина Кинчева были настолько теплые отношения, что они даже шуточно отвечали друг другу в своих песнях?
— Они общались иногда, но без моего участия. Да, Виктор в текстах вспоминал Константина. Я помню, в песнях «Бошетунмай» и «Транквилизатор» есть некоторые цитаты.
— Вы как-то сказали, что песни «Кино» являются частью вас. А есть ли у Вас любимая песня?
— Нет.
— Почему?
— Во-первых, там много очень хороших песен, которые все любимые. Во-вторых, приоритеты всегда смещаются. Сложно назвать. Сейчас у меня идет песня «Транквилизатор».
— Получается, это от настроения зависит?
— Не только от настроения. Я же все-таки играю в действующей группе. И одна песня может надоесть, а другая — «свеженькая».
— Какие воспоминания у вас о записи пластинки «Red wave»? Повлияла ли она как-то на дальнейшие записи группы?
— Она же не записывалась специально. Были взяты готовые треки разных групп из готовых альбомов, и скомпилирована эта пластинка. Но это не воспринималось серьезно. Было интересно, прикольно, что кто-то услышит нашу музыку за пределами СССР, но не более того. Никаких особых расчетов на это не было.
— Но вы же тогда были заграницей? Какое впечатление произвела на вас Америка?
— Это, скорее, были мои личные путешествия. Хотя... С Виктором мы сыграли на кинофестивале в Солт-Лейк-Сити. Это здорово, конечно, акустический концерт двух ребят из Советского Союза... Тогда это вызывало вежливый интерес, но мировым господством там не пахло. Оно могло произойти через Японию. Виктор ездил туда, знакомился с серьезными продюсерами, приехал очень довольный, даже счастливый. Но, к сожалению, все это не реализовалось.
— Вы тоскуете по тому времени, когда существовало «Кино»?
— Когда люди ностальгируют по тому, что было раньше, они ностальгируют по своей молодости, когда все было несколько по-другому. Мне так кажется.
— Почему «Симфоническое кино» возникло столь недавно, в 2010 году? Ранее вы были не готовы «возродить» эту музыку?
— Мне не приходило это в голову. Да и пришло это не мне, а Игорю (Игорь Вдовин — автор оркестровок. — Прим. NN.RU). На самом деле очень удачный формат для того, чтобы помнить и не забывать. Другие возможные форматы подразумевают вокалиста, а это уже сразу меняет дело. Такого талантливого не найти.
— Вы обращаете внимание на возраст публики, присутствующей на ваших концертах? И трогает ли вас тот факт, что нынешнее поколение может вообще не узнать, кто такой Виктор Цой?
— На концертах молодых много…
— Как вы считаете: интересен ли «Симфокино» за границей, и стремитесь ли вы туда?
— Где есть русские — там он и интересен. Например, в Германии много наших сограждан, в Израиле. У нас будут там концерты.
— Какое будущее для данного проекта вы видите?
— Он живет своей жизнью. Какие-то песни добавляются в программу, какие-то выходят из неё. Я рискнул, и мы исполнили одну пьесу из «Поп-механики». Может быть, я рискну вставить свою пьесу в нашу программу. Но, в основном, это новые оркестровки песен «Кино».
— Если я не ошибаюсь, на гитаре вы учились играть самостоятельно?
— У меня было начальное образование. Потом уже сам.
— Есть ли принципиальная разница: играть в рок-группе и выступать с симфоническим оркестром?
— Во-первых, количество людей на сцене. (Смеется.) Естественно, это совершенно другое музыкальное полотно. Отсутствие вокала, это инструментальная музыка. Конечно, это совершенно разные вещи. Я помню, на первых этапах, когда у нас не было ритм-секции, это была катастрофа.
— Катастрофа потому, что «Кино» существовало с драм-машинкой? Или что вы имеете в виду?
— На концертах-то мы играли без драм-машинки. Это ритмичная, практически танцевальная музыка. А у оркестрантов она получалась не такой ритмичной, по определению не могло быть так. В этом были сложности. Сейчас у нас все наладилось в этом плане.
— Как вы относитесь к каверам на группу «Кино»? Например, сейчас отовсюду звучит «Кукушка» в исполнении Полины Гагариной.
— Нуу, так...
— Вам, наверняка, известен и такой проект, как «Симфонические огурцы», которые подражают группе «Кино»?
— Гагарина, на мой взгляд, более профессиональна, чем эти ребята.
— В 2012 году вышел документальный фильм о «Кино», где была представлена песня «Атаман». Вы, правда, были не знакомы с Александром Цоем, сыном Виктора Цоя, до записи этой композиции?
— Если не считать моего общения с ним, когда ему было 3 или 4 года, то нет, не был. Я помогаю ему с его личным музыкальным проектом (группа «Ронин». — Прим. NN.RU). И вообще в «Симфоническом кино» Александр участвует как видеорежиссер. То, что происходит на экране во время выступления — это его работа. У нас замечательные отношения — и дружеские, и творческие.
— У Александра Титова, бас-гитариста группы «Кино», есть свой YouTube-канал, где он разбирает свои партии. Там изредка появляетесь и вы. Может ли этот дуэт в Сети перерасти во что-то большее?
— С Сашей мы сотрудничаем, поддерживаем отношения, дружим. Это так... Поностальгировать, поиграть песни. Тем более кому-то же интересно посмотреть, как что играется. Мы что-нибудь еще придумаем.
— Вам не поступало предложений сняться в кино или телепроектах? Вас интересует подобное?
— Это не моя чашечка чая.
— В одном из интервью вы сказали, что ваша стезя — это поп-музыка. Как же так, если вы столько лет провели в рок-группах?
— Рок-музыка была супер-авангардная и элитная в прошлом веке. Сейчас это тоже популярная музыка. Конечно, есть множество субкультурных стилей, которые не назовешь поп-музыкой. Как и раннее «Кино».
— Если вам предложат прийти в новую музыкальную группу, то какому проекту можете ответить согласием?
— У меня есть «Симфоническое кино» и любимый кавер-проект, называется «CHIC Project». Сейчас мы с новыми композиторами реализуем проект «СТАРТ», музыка которого основана на идеях Георгия Гурьянова. И мне этого хватает.
В прошедшем году лидеру группы «Кино» Виктору Цою исполнилось бы 55 лет. Мы предлагаем вам проверить свои познания в истории знаменитого рок-коллектива. Ответьте на 10 вопросов о группе «Кино» и Викторе Цое?
Не забывайте, что у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Нижнего Новгорода. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/nn_ru.
Текст: Евгения Селезнева
Фото: проект «Симфоническое кино»