Я проходила обучение в нижегородском штабе Навального. Также я обучалась при помощи материалов от «Голоса». Уведомление о назначении меня членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса (далее — «ПСГ» (это как наблюдатель, только чуть круче)) было выдано нижегородским штабом партии «Яблоко».
Не буду врать, если скажу, что ожидание выборов оказалось для меня ужасно волнительным. Каждый день я вычитывала методички снова и снова, смотрела обучающие видео для наблюдателей. На мои плечи легла огромная ответственность, и я не могла позволить себе ошибиться.
Мне достался УИК № 2234. Это школа № 130 в Автозаводском районе Нижнего Новгорода. В ней находился еще один участок — № 2231.
18 марта я пришла к семи утра. К моему огромному удивлению, сам участок был опечатан, и не все члены комиссии присутствовали. Те, кто был, поразились тому, что я пришла так рано (остальные наблюдатели появились уже ближе к восьми часам). Секретарь, которая уже была в школе, тепло поприветствовала меня и начала прием документов. К слову, она оказалась наиболее компетентным членом УИК, грамотно общалась со мной, представляла документы по первой же просьбе и до конца выборов оставляла исключительно положительное впечатление.
Еще о комиссии. Были небольшие проблемы в начале, косячок с выдачей удостоверения. Но он был исправлен, а к моим дальнейшим замечаниям прислушивались. Просто чудо, а не комиссия! И такой она осталась до конца рабочего дня. Нарушения с их стороны если и были, то незначительные. Я не писала жалобы, поскольку эти самые незначительные нарушения удалялись по первому моему замечанию.
Пару раз председатель просила меня не стоять у урн. Но когда я сказала, что отсюда у меня лучше обзор, она ответила, что стоять тут мое право, и больше не мешала перемещению по участку.
В рабочем блокноте комиссии было написано, что мне не разрешена фото- и видеосъемка, о чем мне сообщили с утра. Но когда я проводила фотосъемку, препятствий не последовало. По закону ПСГ имеет право проводить съемку на всем участке, не затрагивая персональных данных избирателей.
Сказать о комиссии более нечего. На конфликт никто не выходил, правила не нарушал, явку не рисовал. Спасибо им за это.
Всего на участке было четыре наблюдателя: я, две женщины 40+ и Паша — команда мечты. К сожалению, по имени я запомнила лишь Пашу, но о нем чуть позже. Одна из женщин подавала наибольший вид наблюдателя. Видно, что знала, что и как делается, и уже не в первый раз на выборах. Она ездила на надомное голосование и на участке провела времени немного больше остальных двух.
Вторая женщина, как я поняла, была направлена от Путина. С утра пропала, вернулась уже к вечеру.
Мальчик Паша вообще поначалу казался мне школьником-волонтером из этой школы. Он просто сидел, играл в игрушки на телефоне. Исчез вместе с наблюдательницей «от Путина» и появился на горизонте ближе к шести вечера. В конце дня его попросили помочь с уборкой на участке, что подкрепило мои догадки о том, что он либо на данный момент учится в этой школе, либо недавно ее закончил.
В общем, хорошие наблюдатели и наблюдение интересное. Хотя, можно понять, почему компания оказалась такой пассивной: наблюдать особо было не за чем. Но кое-что интересное я для себя отметила.
Выборы
Я изначально была настроена на массу нарушений. Карусели, подвоз бюджетников, вбросы… На моем участке были КОИБы (комплекс обработки избирательных бюллетеней), которые вычеркнули вероятную возможность произвести вброс. А вот карусели и подвозы…
Одна из самых важных, если не самая важная задача из поставленных передо мной — это счет реальной явки. Для этого мне выдали специальный ручной счетчик, с помощью которого каждые полчаса я отсчитывала число проголосовавших людей.
Представляю график посчитанной мной явки за весь период голосования.
Вы можете заметить резкий приток избирателей в 11:00 и снижение числа проголосовавших в 13:30. Далее явка идет скачками и после 18:00 постепенно снижается. Промежуток между 11:00 и 13:30 оказался для меня самым адским. Как раз в это время одна из наблюдателей уехала на надомное голосование, а другие двое пропали. Я осталась одна, а на участок начали вваливаться огромные толпы людей. Причем я заметила, что они шли не каким-то потоком, а сразу большой группой. Таких групп было немало, но у меня не было уверенности в каруселях, поскольку:
среди них было мало голосующих по месту нахождения, их я отмечала на отдельном листочке;
в группах были семьи с детьми.
Несмотря на присутствие семей с детьми, большая часть избирателей (на глаз 60–70%) — это все-таки пенсионеры.
Я допустила возможность подвозов, поскольку очень подозрительно то, что люди вот так сразу толпой вваливались на участок. Но из-за того, что в качестве наблюдателя на УИКе я осталась одна, выбежать и посмотреть, не стоят ли на входе автобусы, я не смогла. А жаль. Без доказательств так и остается предполагать: подвозили этих людей или Марс пролетал над Юпитером, из-за чего в один миг все решили разом исполнить гражданский долг.
Был забавный момент, когда приехали журналисты из «России 24». Долгое время ребята готовились выйти в прямой эфир, но когда вышли, зачем-то на нашем участке сказали, что на соседнем участке явка такая-то, а во Дворце культуры вообще инвалид проголосовал. Хорошие журналисты, и сюжет интересный.
О приманках
Агитация в этом году ужасно агрессивная. Манили на выборы всем, чем только могли. Результат мы видим. Итак.
То, что впечатлило меня больше всего — это билеты на концерт Елены Темниковой. На деле это оказались простые бумажки, которые не являются билетами. На концерт мог прийти любой желающий, вход бесплатный. Но вы бы знали, как меня достали с этими бумажками избиратели. Чтобы мне не мешали работать, на лбу стоило написать что-то вроде: «Я наблюдатель и ничего не знаю про жизненно необходимые вам подарки. Не трогайте меня, пожалуйста, а то сделаю болезненный кусь».
Зарядные устройства, которые дарили избирателям младше 24 лет. Выдали совсем немного, поскольку всю молодежь можно было по пальцам пересчитать. Говорят, что эти портативки сажаются за полчаса. Не могу утверждать так на 100%, поскольку видела их издалека. Тем, кто пришел до девяти, еще и обложку а-ля «дизайнерский ужас 18 марта 2018 года» выдавали.
Некоторые из молодых людей будто специально за зарядниками и пришли. Они, совершенно не стесняясь, в первую очередь спрашивали про подарок.
Этажом выше проходило какое-то собрание по благоустройству. Многие избиратели спрашивали о нем. Что это за собрание конкретно, не смогла узнать.
В коридорчике стояла девушка — на вид активная и заинтересованная — с рамкой «голосовач». Надо было сфотографироваться в рамке и разместить фото в социальных сетях с тегом #голосовач52. Победителям обещали нереальные призы. Но реальная цель конкурса — не раздача призов, а повышение явки. Посмотрим, кто выиграет призы. И выиграет ли вообще.
И что же в итоге?
А в итоге получись Путин и большая явка.
Возможно и правда были подвозы, которые принесли часть явки. Но я прекрасно видела, что люди сознательно выбирали того, кого выбирали. Я видела, как мамы показывали детям фото Путина, называли его нашим президентом, на что маленькие радостно выкрикивали его фамилию и счастливые уходили с мамой под руку. Я увидела реальность своими глазами и поняла кое-что.
Первые минуты я была разочарована в человечестве, но ненадолго. Мой дух поднялся, когда я подумала о нас, о наблюдателях.
Направления в штабе выдавались не только от Явлинского, но и от Грудинина. В один момент доверенное лицо кандидата от КПРФ отозвал направления, из-за чего наблюдателей начали массово выгонять с участков. Похожая ситуация произошла в Кемерово. Но наблюдатели, которых выгоняли, — настоящие герои. Они не отчаялись и вернулись на УИКи — с направлениями от «Яблока».
Я подумала о наблюдателях, у которых участки оказались не такие идеальные, как мой, и они не закрывали глаза на нарушения и боролись с ними.
Я подумала о мобильных группах, о ребятах в Telegrame, которые оперативно помогали, когда возникали проблемы.
Мы не были бездейственными, как считает старшее поколение. Мы сделали очень много.
Я была очень рада быть в такой суперской команде наблюдателей. Я благодарна за обучение и возможность увидеть выборы изнутри. Я горжусь каждым, кто помогал ловить нарушителей за руки. Каждым ПСГшником, наблюдателем, членом ТИКа, видеонаблюдателем, счетчиком — всеми. Вы были самыми подготовленными наблюдателями. Спасибо вам, и не вешайте нос. Все еще впереди, будущее за нами!
Текст: Анастасия Кашкина·
Фото: Наталья Бурухина, Vk.com/octaocta, Виктор Ворошиловъ, Полина Авдошина