В воскресенье, 8 июля, СМИ облетела сенсационная новость — продавщица из Нижнего Новгорода продавала иностранцам проколотые презервативы, чтобы улучшить генофонд своего микрорайона. Уважаемые и не очень интернет-порталы с серьезным видом делились сенсацией, кто-то со ссылкой на источник, а кто-то выдавая за собственную информацию. Только вот новость оказалась фейком. Пшиком!
Сообщение о продавщице Людмиле Н. из Нижнего Новгорода, которая для «улучшения генофонда» прокалывала презервативы и продавала их иностранным болельщикам на чемпионате мира по футболу, появилось еще 2 июля — на сайте ИА «Панорама». Всё выглядело вполне достоверно: маленький магазинчик, комментарий продавщицы, ее работодателя и даже фотография женщины… Конечно, в такую историю сразу веришь.
И редакция NN.ru на прошлой неделе тоже зацепилась за эту историю. Журналисты стали сопоставлять факты, искать Людмилу, магазин с опасными средствами контрацепции… Изучали другие материалы ИА «Панорама»: «На въезде в Беларусь водителей из России будут проверять на знание правильного названия государства», «Автоинспектор ежедневно находил от 30 до 50 тысяч рублей в мусорном баке рядом с постом», «Рэпер Слава КПСС вступил в ряды КПРФ»… Эти заголовки заставили задуматься.
Идем в раздел «Об издании» и с удивлением узнаем, что ИА «Панорама» является старейшим информационным агентством на территории нашей страны и основано в 1822 году как «личная курьерско-новостная служба графа Шеремета фон Рабиновича». СМИ было «единственным советским информагентством, осветившим восстание в ГУЛАГе», после его ему пришлось перейти на нелегальное положение. Но в годы перестройки ИА «Панорама» вновь начало выпускать новости под собственным брендом…
Вам еще не кажется это бредом?
Тогда продолжаем знакомство с источником. «В 1990-е годы ИА "Панорама" основало банк "Панорама", агентство недвижимости "Панорама" и сеть секонд-хендов "Панорама-boutique", таким образом обеспечив себе надёжный выход на финансовый рынок России и мира». В 2001 году было объявлено о создании на площадке агентства партии «Панорама», которая успешно боролась с реваншизмом авторитарных сил до 2009 года. Но вскоре редакция ИА вновь была вынуждена перейти на полулегальное положение, переехав в Монте-Карло… Кстати, о редакции. Она состоит из трех человек: Борис Гонтермахер — главный редактор, Виталий Манн — журналист, спецкорреспондент, Бражек Зголчич — кладовщик…
Для тех, кто, даже прочитав всё это, еще не понял, что новости ИА «Панорама» — это шутки (или фейки!), есть предупреждение. «Мелким шрифтом» и на отдельной странице.
Что же касается главной героини истории, то редакция пересмотрела десятки аккаунтов «Людмил Н.», чтобы найти заявление о желании судиться с работодателем, который уволил креативную продавщицу. Однако тщетно. А вот источник фото мы нашли. Эта женщина была героиней видео из блога 15-летнего школьника, который, подражая своим коллегам с миллионами подписчиков, ходит по магазинам и ищет нарушения. Правда, просмотров парень много не собрал. А вот видео кому-то пригодилось.
Таким образом, у редакции NN.ru уже не осталось сомнений, что вся эта история выдумана и не стоила внимания читателей…
А вот наши коллеги решили, видимо, иначе. В ночь с 7 на 8 июля ростовское СМИ «Блокнот» перепечатало «сатирический фельетон» ИА «Панорама», выдав за собственную информацию.
Днем заметка пошла гулять по нижегородским и федеральным сайтам, имеющим лицензию средства массовой информации. Про продавщицу, которая уже стала аптекарем и провизором, написали: «Открытый Нижний», «Pro Город НН», Life.ru, «Спорт-Экспресс», «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец», «Аргументы недели», «Чемпионат» — всего 21 СМИ (возможно, к утру и днем 9 июля этот список станет шире).
В итоге в «Яндекс.Новостях» даже сформировался сюжет, и он попал в топ-3 самых читаемых новостей Нижнего Новгорода. А это, несомненно, успех — скажут вам многие медиаменеджеры и представители PR.
Конечно, все СМИ, написавшие про продавщицу, получили взрывной трафик, клики, новых «одноразовых» читателей, заработали копеечку... Однако потеряли нечто большее — доверие своих читателей и коллег.