Старейший из ныне сохранившихся некрополей Нижнего Новгорода — Бугровское кладбище — место захоронения множества известных нижегородцев. NN.ru продолжает цикл публикаций, посвящённых нашим знаменитым землякам, похороненным на этом погосте.
Историю создания Бугровского кладбища мы вкратце осветили в предыдущем выпуске «баек». Из него вы также узнаете о сожжении революционера Германа Ливена и загадочной гибели немецкого эмигранта Макса Гёльца.
Имя главного чекиста Горьковского края Матвея Самойловича Погребинского (1895–1937) сейчас вряд ли что-то скажет большинству нижегородцев. Но в 1920-1930-х годах оно гремело по всему Союзу и даже за его пределами. Дело в том, что 1926–1928 годах он руководил знаменитым исправительно-воспитательным учреждением для малолетних правонарушителей — Болшевской трудовой коммуной ОГПУ № 1.
Матвей Самойлович стал прототипом чекиста Сергеева в фильме «Путёвка в жизнь» (кинолента удостоилась Гран-при на I Международном кинофестивале в Венеции в 1932 году. — Прим. ред.), в основу сюжета которого была положена история Болшевской и Люберецкой трудкоммун ОГПУ-НКВД. Система воспитания в коммуне Погребинского основывалась на следующих принципах: полное доверие к воспитанникам, свобода действий, самоуправление, обязательные труд и учёба. Под руководством Матвея Самойловича коммуна становится настолько успешной, что в конце 1920-х занимает одно из первых мест среди достопримечательностей Москвы.
Именно опытного чекиста Погребинского отправляет советская власть в 1928 году в Италию к Максиму Горькому. Подобно герою фильма «Бриллиантовая рука», в забинтованной ноге он вёз для писателя опасный груз, правда, не контрабандные драгоценности, а письмо от Сталина. В Сорренто Матвей Самойлович уговаривает Горького на поездку по СССР. Миссия Погребинского завершилась успехом, поскольку в том же году «буревестник революции» впервые за семь лет приезжает в Советский Союз. Чекист также сопровождает Максима Горького в поездке на Соловки. Последний запечатлел Погребинского в цикле очерков «По Союзу Советов», назвав его «ликвидатором беспризорности».
С 1929 по 1933 год Погребинский занимает видные посты в ОГПУ, а с 1934 года возглавляет Управление НКВД по Горьковскому краю (с 1936 года — Горьковской области). 4 апреля 1937 года он покончил с собой в своём личном кабинете. В предсмертной записке чекист просил никого не винить в случившемся.
Подробности самоубийства не известны, ведь протокол осмотра кабинета Погребинского находится в материалах уголовного дела, на котором до сих пор стоит гриф «секретно».
В Сети можно найти текст его письма Сталину:
— Одной рукой я превращал уголовников в честнейших людей, а другой был вынужден, подчиняясь партийной дисциплине, навешивать ярлык уголовников на благороднейших революционных деятелей нашей страны.
Сложно сказать, действительно ли Погребинский написал такое письмо перед смертью или это просто подделка.
Утверждается также, что прочитав это письмо, Сталин произнёс:
— Зря поспешил! Он бы ещё многое рассказал…
Погребинский был тайно погребён личным водителем в безымянной могиле на Бугровском кладбище.
— Это очень противоречивая фигура: с одной стороны, он причастен к массовым репрессиям, а с другой — стоял у истоков первых колоний для беспризорных детей. Одно время в его честь даже хотели переименовать город Саров. Если бы он не покончил с жизнью, то его бы расстреляли — весной 1937 года был арестован его покровитель, бывший глава НКВД Генрих Ягода. Быть может, Погребинский узнал, что за ним уже выехали из Москвы. Его похоронили ночью, — рассказал автор «Нижегородской биографической энциклопедии», историк Сергей Баев. — Ещё жив сын Погребинского Нинел Матвеевич, он показал мне фотографию 1970 годов, по которой мы смогли найти могилу его отца. На снимке видно, что на этой ограде висела табличка с именем чекиста.
Кладбище известно не только мрачными историями самоубийств и преступлений. Здесь, например, похоронено множество знаменитых на всю страну учёных. Среди них профессор Юлий Евгеньевич Седаков — основатель НИИ измерительных систем. Его имя этот институт и носит.
Неподалёку покоится Игорь Иванович Африкантов (1916–1969) — советский конструктор и организатор работ по созданию ядерных реакторов. Его именем названо Опытное конструкторское бюро машиностроения.
На Бугровском упокоился и академик Сергей Иванович Архангельский (1882–1958) — основатель Нижегородской школы аграрной истории Англии средних веков и нового времени, один из авторов коллективного труда «Английская буржуазная революция XVII века». Одновременно с исследованием западноевропейского средневековья изучал историю родной Горьковской области. Сергей Иванович широко известен как автор первого в СССР вузовского учебника по истории средних веков (1937).
В нескольких метрах от Архангельского похоронен ещё один академик — Александр Александрович Андронов (1901–1952). Крупный специалист в области электротехники, радиофизики и прикладной механики, создатель нового направления в теории колебаний и динамике систем. По его инициативе была проведена большая работа по изучению жизни и деятельности гениального русского математика Николая Ивановича Лобачевского. В результате было доказано, что он родился в Нижнем Новгороде. Именно поэтому Нижегородский госуниверситет носит теперь имя Н.И. Лобачевского.
Большой и красивый памятник стоит на могиле всемирно известного создателя судов на подводных крыльях Ростислава Евгеньевича Алексеева (1916–1980), имя которого носит Нижегородский технический университет. Алексеев стоял во главе коллектива, создавшего судно на подводных крыльях «Ракета», с которого фактически началось скоростное судостроение. Учёный также создал экраноплан КМ — самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат в мире.
Среди учёных, похороненных на Бугровском кладбище, генетик Сергей Сергеевич Четвериков (1880–1959). В 1935–1948 годах он возглавлял кафедру генетики и селекции Горьковского государственного университета. Считается, что именно он заложил основы эволюционной генетики.
Здесь же покоится академик РАН, Герой Социалистического Труда, лауреат государственных премий СССР и РФ, почётный гражданин Нижнего Новгорода Фёдор Михайлович Митенков (1924–2016). В 1969–1997 годах он работал директором и генеральным конструктором опытно-конструкторского бюро машиностроения ОКБМ (ныне ОКБМ имени И.И. Африкантова). Фёдор Михайлович — автор более 300 публикаций по проблемам атомного энергетического машиностроения, на его счету более 40 изобретений.
В следующий раз мы поговорим о деятелях культуры и спорта, похороненных на Бугровском погосте.