Власти взялись за нерадивого собственника памятника истории и архитектуры — Дома культуры ГУВД, больше известного как «Дом чекиста». Массивный серый дом на улице Малой Покровской, 16 заброшен уже больше 20 лет. Сегодня на территорию нагрянула проверка.
Дом-коммуну от любопытных глаз прикрывает коричневый забор. Когда мы готовили материал о его истории и состоянии, договориться с собственником, чтобы попасть на территорию и сделать фотографии, не удалось. В ООО «Комплекс-Строй» нас отказались пускать, сославшись на аварийное состояние объекта культурного наследия.
Сегодня к разрушающемуся дому прибыли проверяющие — и. о. министра имущественных и земельных отношений Нижегородской области Сергей Баринов и руководитель управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Надежда Преподобная. С высокими чиновниками охранник здания пропустил за ворота и журналистов.
Картина удручающая: все вокруг завалено хламом, старые доски, сломанные стройматериалы, зеркала, какие-то таблички, мусор... И лающая на неожиданных гостей, привязанная к будке упитанная собачка.
На ее домике («служебном помещении», кстати) висят таблички «Невролог» и «Выдача анализов».
Единственный представитель владельца здания — темноволосая женщина в очках — скрылась за будкой охранника, не отвечая Сергею Баринову на предложение поговорить об объекте.
По проходу между свалкой мы прошли к «высохшему скелету» дома.
Стены и ступени давно поросли травой и деревьями.
Внутрь заходим с опаской: как бы что не рухнуло на голову или пол не провалился под ногами. В здании обстановка еще более удручающая. Стены облупились, исписаны граффити, потолок частично разрушен, сверху с балок стекает вода.
— У нас сейчас сложилась сложная ситуация с собственником. Около пяти лет мы ведем проверочные мероприятия. Единственное, чего мы смогли добиться — это неких консервационных мер, и то они весьма условные, — рассказывает Надежда Преподобная. — Закрыт доступ всем, кто ранее беспрепятственно сюда проникал через открытые окна и двери. На все наши предписания, обязывающие собственника привести объект в надлежащее состояние, он не реагирует. Получает штрафы, получает новые предписания, и так по кругу.
Собственник уже получил штрафов почти на полмиллиона рублей. Теперь управление государственной охраны объектов культурного наследия собирается обратиться в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением об изъятии дома за бесхозяйственное содержание, а также в органы МВД, чтобы привлечь собственника к уголовной ответственности вплоть до лишения свободы.
— Сегодня мы зафиксировали ужасное состояние памятника, нам говорили про консервацию, но мы видим, какая консервация прошла — объект с дырявой крышей, течет вода, хлам на территории, помойка. Сейчас понятно, что решить проблему можно только интенсивным вмешательством власти. Доведение памятника до такого состояния — это уголовная ответственность, — уверен Сергей Баринов. — Нам не нужны слова и эскизы, мы должны наблюдать конкретные действия — договоры с подрядчиками и выход строителей на площадку. В Нижнем Новгороде сейчас около 15 объектов, по которым у нас ведется такая работа.
Чиновники рассчитывают, что активные меры заставят владельца действовать и объект не придется изымать.
Чтобы точно понять, подлежит ли здание восстановлению, нужно провести государственную экспертизу, но Надежда Преподобная уже сейчас обнадеживает, что объект можно сохранить.
Недавно мы поднимали историю Дома чекиста и рассказывали, почему эта постройка так уникальна и ее необходимо сохранить. Будущий ДК ГУВД вырос на Малой Покровской в 1932 году. Над проектом трудился архитектор Александр Николаевич Тюпиков. Здание в стиле конструктивизма предназначалось для сотрудников НКВД. Задумывалось как дом-коммуна, то есть в нем была жилая часть с общими кухнями, туалетами и душевыми и общественные помещения — клуб, библиотека-читальня, театральный зал-фойе, столовая с буфетом, спортивный зал с душевыми и раздевальными комнатами, тир. Некоторые приписывают дому нехорошую энергетику. Его называют «домом-призраком», «высохшим скелетом», «проклятым домом».