Старейший из ныне сохранившихся некрополей Нижнего Новгорода — Бугровское кладбище — хранит множество загадок, многие из которых не будут разгаданы уже никогда. Городской портал NN.ru продолжает цикл публикаций о людях, нашедших покой на этом погосте.
Историю возникновения Бугровского кладбища мы вкратце осветили в первом выпуске «баек». В нём также рассказывается о сожжении революционера Германа Ливена и загадочной гибели немецкого эмигранта Макса Гёльца. Далее наши читатели узнали о судьбе всесильного главы НКВД Горьковского края Матвея Погребинского. Потом мы поговорили о знаменитом историке и писателе Павле Мельникове-Печерском и нижегородских фотографах Андрее Карелине и Максиме Дмитриеве.
Сегодня речь пойдёт о братских могилах Бугровского некрополя. В северо-восточной части погоста возвышается пятиметровая бетонная стела с надписью «Погибшим от фашистской бомбы 4.XI.1941». Она стоит на братской могиле 92 работников завода имени В.И. Ленина, погибших от авиаудара нацистов. Немецкий солдат не дошёл до Горького (линия фронта проходила вдалеке), но до нашего города успешно добирались самолёты Люфтваффе. С осени 1941-го по лето 1943 года бомбардировщики врага совершили 43 налёта, сбросив на город десятки тысяч снарядов.
Первый налёт на город состоялся 4 и 5 ноября. В качестве целей для атаки были выбраны ГАЗ, «Двигатель революции», а также Горьковский завод № 197 имени В.И. Ленина (ныне «Нижегородский телевизионный завод имени В.И. Ленина» — ОАО «НИТЕЛ». — Прим. ред.). Последний был основан ещё в 1915 году акционерным обществом «Сименс и Гальске» для производства телефонов и других аппаратов связи. Продукция завода хорошо зарекомендовала себя в годы Великой Отечественной войны. Почти все советские войска были оснащены средствами связи, выпущенными на Горьковском заводе имени В.И. Ленина. Кстати, именно на этом заводе впоследствии выпускались отечественные телевизоры «Радий», «Чайка», «НИТЕЛ».
В авианалёте 4 ноября участвовало 15 машин. Ночью немецкие бомбардировщики атаковали ГАЗ, им удалось разрушить несколько цехов автозавода. Днём прямым попаданием был уничтожен главный корпус завода им. Ленина: погибли не только рядовые работники, но директор предприятия — Александр Кузьмин (1907–1941). К чести горьковчан отметим, что в городе активно создавалась противовоздушная оборона, маскировались заводы, возводились муляжи промышленных предприятий, строились бомбоубежища. Однако к первой бомбёжке горьковская система ПВО оказалась не вполне готова.
В результате налёта на заводе им. Ленина погибли около 100 человек, ещё 190 рабочих получили ранения. Примечательно, что, сбросив бомбы, пилот «Хейнкеля» спокойно повел самолёт к центру города. Над кремлем он сделал своеобразный «круг почета». Один из работников обкома ВКП(б) вспоминал, что лётчик даже высунулся из кабины и помахал рукой задравшим головы вверх людям.
В 1918–1938 годах во рву на краю Бугровского кладбища хоронили расстрелянных и умерших в тюрьмах людей. Численность репрессированных не установлена. Известно, что в этой братской могиле лежат десятки священников. В 1994 году на погосте за государственный счёт установили памятник с надписью «Вечная память жертвам тоталитарного режима».
Позднее здесь воздвигли кирпичную «стену памяти», на которой размещаются личные памятные таблички. Большая часть из них принадлежит представителям духовенства. Потомки репрессированных находят своих близких в списках жертв и добавляют таблички на стену.
На Бугровском погосте имеются также безымянные могилы детей, которые погибли во время голода в период Великой Отечественной войны.
Между прочим, на Бугровском погосте был похоронен настоящий святой — архимандрит Георгий, в миру — Герасим Лавров (1868–1932). Он происходил из богатой купеческой семьи, жившей в городе Елец Орловской губернии. В 12 лет он с родителями приехал на богомолье в Оптину пустынь и остался в монастыре послушником. Считается, что такое решение мальчик принял после разговора со старцем Амвросием Оптинским.
Придя к власти, большевики закрыли Мещовский Георгиевский монастырь в Калужской губернии, настоятелем которого был отец Георгий. Его самого обвинили в хранении пулемётов (в стране началась Гражданская война) и приговорили к высшей мере наказания. Настоятеля посадили в камеру для смертников, где тот провёл несколько дней в ожидании расстрела. Однажды ночью за отцом Георгием пришли. Только повели его не к стенке, а на вокзал, где посадили в поезд до Москвы. В столице его дело пересмотрели, приговорив к пяти годам заключения.
В Бутырской тюрьме бывшего настоятеля назначили санитаром, благодаря этому он смог посещать камеры смертников, исповедовать и причащать их. В начале 1921 года отец Георгий был выпущен по ходатайству епископа Феодора (Поздеевского), с которым ранее вместе находился в заключении. В 1922–1928 годах отец Георгий служил в московском Свято-Даниловском монастыре. В мае 1928 года он был арестован по обвинению в антисоветской пропаганде и отправлен на три года в ссылку в Казахстан. Там он заболел раком гортани. Отец Георгий умер в Нижнем Новгороде вскоре после освобождения, похоронили старца на Бугровском кладбище.
В 2000 году архимандрит Георгий причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских на юбилейном Архиерейском соборе РПЦ для общецерковного почитания. В октябре 2000 года святые мощи старца перевезли с Бугровского кладбища в Свято-Данилов монастырь в Москве.
Но на погосте имеется ещё одна братская могила — захоронение полярных лётчиков, погибших в 1956 году при крушении вертолёта. Командиром корабля был Николай Семёнов (1914–1956) — опытный пилот, награждённый знаком «За налет 1 000 000 км». Так называемых «миллионеров» в стране было меньше, чем лётчиков — Героев Советского Союза, поэтому наградой Николай Петрович очень гордился. В момент катастрофы на борту находились ещё три человека: штурман Георгий Кузьмин, бортрадист Мухаматулла Губайдуллин и бортмеханик Евгений Сафонов.
Вертолёт Ми-4 упал 22 сентября в районе деревни Плетниха Курмышского района Арзамассой области (существовала в 1954–1957 годах. — Прим. ред.) при испытательном перегоне с Казанского авиазавода в Хатангу (полуостров Таймыр. — Прим. ред.). Для полярных пилотов это была подработка, которой они воспользовались после завершения отпуска. Причиной катастрофы стали колебания лопастей, которые привели к разрушению хвостовой балки вертолета. Есть мнение, что вертолёты тогда строились без надлежащего научного обеспечения и испытаний, что диктовалось условиями «гонки вооружений» в ходе холодной войны. Весь экипаж похоронили на Бугровском кладбище. При этом семье своевременно не сообщили ни о трагедии, ни о похоронах.