Ситуация со скандальным жилым комплексом «Сердце Нижнего» — патовая. Надежный, казалось бы, австрийский инвестор достраивать дом, готовый на 95%, отказался. Процедура банкротства застройщика рискует растянуться на годы. Что делать и кто сохранит здание от разорения — непонятно.
— Если в других подобных случаях имели место мошеннические действия застройщика, то здесь мы имеем чисто рукотворную проблему, которую породили власти Нижнего Новгорода. Австрийская компания «Штрабаг» точно входит в десятку лучших в Европе, это безупречный инвестор, — заявил на заседании председатель комитета по бюджету и налогам областного заксобрания Александр Шаронов. — В результате действий, в том числе муниципалитета, инвестор международного уровня говорит, что в городе работать невозможно, и уходит. Это ущерб всему инвестиционному климату Нижегородской области и репутации Нижнего Новгорода. Не создали условия в чистом виде, в результате чего инвестор с серьезным ресурсом, с прекрасным красивым цивилизованным проектом говорит, что у нас невозможно работать. Если потом правительство области будет этот объект включать в программу бюджетной компенсации, то я буду категорически против.
ЖК «Сердце Нижнего» начали строить практически под стенами кремля — в Почаинском овраге. Тендер на застройку территории выиграла компания «Международная строительная компания» (МСК), а в качестве генерального подрядчика привлекла российскую дочку австрийской фирмы Strabag.
Жители Нижнего Новгорода отнеслись резко отрицательно к перспективе застройки исторического ландшафта. Новый мэр города Владимир Панов встал на сторону градозащитников. В результате контракт с застройщиком был расторгнут.
Красивый жилой комплекс сократился до одного дома и то незавершенного. Strabag для сохранения собственной репутации был готов достроить проблемное здание. В качестве компенсации убытков мэрия предложила им три площадки, которые руководство компании сочло экономически неперспективными — слишком много обременений. В итоге Strabag официально уведомил нижегородские власти, что прекращает финансирование проекта, уходит со стройплощадки и снимает свою охрану. «Сердце Нижнего» стало единственным незавершенным объектом компании в России. «МСК», не смогла бы обеспечить охрану, даже если бы и смогла: ее счета заблокированы.
— Мы задавали вопрос: что нам делать. На что нам как-то некорректно было сказано, мол, вы люди не бедные, в центре города жилье купили, — рассказала корреспонденту NN.RU представитель инициативной группы дольщиков Алла Ильченко о встрече с сотрудниками Госстройнадзора. — Знаете, я эту фразу неоднократно слышала. Мне так обидно! Я могу по каждому человеку всю историю рассказать. У меня там преподаватели и врачи, которые уже на пенсии, или военные, которые живут в Омске, а хотят вернуться на родину в Нижний Новгород.
Поиск компромиссного решения по достройке ЖК «Сердце Нижнего» идет, заверили NN.RU в городской администрации.
— Сейчас первоочередная задача — обеспечить сохранность имущества и найти с учетом интересов дольщиков варианты решения вопросов по достройке объекта и вводу его в эксплуатацию, — говорится в ответе на запрос.
По подсчетам специалистов Strabag, завершение здания обойдется в 103 миллиона рублей, 22 миллиона рублей нужно на укрепление склонов оврага, на перекладку коллектора, куда упрятали речку Почайну, — еще 100 миллионов рублей. Два последних пункта относятся к компетенции «Управления инженерной защиты территорий города Нижнего Новгорода», пояснили в региональном Минстрое.
В отношении «МСК» подано заявление о признании его банкротом, рапортует региональная инспекция Госстройнадзора. Но этот процесс дольщиков не радует, хотя банкротство застройщика — первый пункт в дорожных картах для всех проблемных долгостроев. Но они надеялись, что инициатором банкротства станет региональный Минстрой, тогда дело рассматривал бы арбитражный суд Нижегородской области.
— По законодательству мы имеем на это право, потому что основная часть дольщиков находится в Нижнем Новгороде. Мы бы помогали друг другу, потому что у нас цель-то одна: дом достроить, — пояснила корреспонденту NN.RU Алла Ильченко. — Я пытаюсь понять, кто эти люди, которые подали заявление о банкротстве. Это не дольщики, не субподрядчики, которые работали на объекте. Это непонятные люди, которые преследуют какую-то определенную цель.
NN.RU попытался выяснить, кто эти люди. Строительство дома начинала нижегородская компания «Жилье-2011». Фирма и сама участвовала в долевом строительстве, приобретала квартиры, а потом перепродавала их. В частности, именно у этой организации купила квартиру Алла Ильченко.
Судя по документам, копии которых есть в распоряжении NN.RU, деньги на квартиры фирма «Жилье-2011» взяла в долг у собственного гендиректора Валерия Никитина. Впоследствии контракт со строительной компанией был расторгнут, договоры ее долевого участия тоже, а 14-миллионный долг перед гендиректором перешел к «МСК». Сам Никитин через год уступил свои права на эти деньги некоему Александру Зайцеву. Вот он-то и хочет признать застройщика банкротом.
Дольщики опасаются, что в подобной ситуации процесс затянется на неопределенное время. И, в общем, небезосновательно. Первое заседание арбитражного суда Москвы, куда был подан иск, перенесли на месяц. Истец на заседание не явился, «Сибирская гильдия антикризисных управляющих», которую он предложил, на требование предоставить кандидатуру конкурсного управляющего отмолчалась.
Между тем разрешение на строительство в Почаинском овраге заканчивается 1 июня нынешнего года. Дом построен, по утверждению еще одного дольщика, архитектора Сергея Туманина, на 95%. Коммуникации смонтированы, газовая труба протянута до точки врезки, вода и канализация есть, теплотрасса и электроснабжение подключены по временной схеме.
— Косметический ремонт мы бы сами, может быть, осилили. Но дом запустите. Людям жить где-то надо. Всё уже, край и перспектива плачевная, — сетует Алла Ильченко.
Тем временем ее и еще одну участницу долевого строительства включили в реестр обманутых дольщиков — двоих из 87. Но этот факт открывает путь и для остальных. И это единственная хорошая новость в этой истории.
— Включение граждан в реестр обманутых дольщиков является основанием для официального признания объекта долевого строительства проблемным и влечет за собой разработку плана-графика по осуществлению мер по решению проблем таких граждан, — пояснила на встрече с дольщиками руководитель инспекции Госстройнадзора Мария Пинегина. — Предстоит провести анализ ситуации и выяснить, какой объем работ необходимо выполнить для завершения строительства, сколько средств необходимо для этого, а также какие ресурсы есть у этого объекта незавершенного строительства. Данную работу, а также определение способа достройки дома мы считаем возможным осуществить только в рамках процедуры банкротства.
На данный момент в Нижегородской области 6400 дольщиков и более 100 недостроенных домов. В регионе обещают запустить пилотнуюсхему по финансированию достройки проблемных домов за счет бюджетов всех уровней. Пока же результаты усилий областных властей неутешительны. Дольщикам ЖК «На Гончарова» объявили, что продолжение строительства не представляется возможным.
Не лучше дела и у несостоявшихся новоселов ЖК «Окский берег». Сейчас около 1800 дольщиков ожидают своих квартир: это примерно столько же, как и в печально знаменитом «Новинки Smart City». И перспективы этой стройки стремятся к тому же итогу. Дольщики ЖК «Квартал Европейский» ждут своих квартир с 2014 года. В начале марта этого года их застройщик признан банкротом.