Громкая история с нижегородским благотворительным фондом «Улыбка ребёнка», перечислившим на строительство православного храма 45 млн рублей, продолжается. После разразившегося скандала NN.RU пообщался с руководителем фонда, рассказавшим нам подробности о случившемся. По его версии, ничего страшного не случилось. Почему эта история получила такую огласку, не понимают ни сотрудники фонда, ни РПЦ.
Напомним, история о крупном пожертвовании вышла на федеральный уровень накануне, после того, как было обнародовано решение Автозаводского районного суда о ликвидации благотворительного фонда. Официальная причина — грубое нарушение устава организации. Но в опубликованном документе было немало того, за что цеплялся глаз. Так, из решения суда следует, что по трём договорам фонд «Улыбка ребенка» должен был потратить 34 миллиона рублей на «ремонт храма и оборудование класса для лекций по духовному развитию». Другой договор обязывал «Улыбку ребенка» потратить 9 млн рублей «на ремонт храма», и еще один — больше 1,7 млн рублей на «ремонт храма и закупку литературы». При этом деньги передавались для восстановления Спасо-Преображенского Храма и часовни в честь Архангела Михаила частному лицу в обналиченном виде, а не переводились, как это обычно делается, по реквизитам организации.
Корреспонденты NN.RU взяли эксклюзивное интервью у руководителя фонда «Улыбка ребёнка» Александра Ильина, который пролил свет на некоторые детали этой загадочной истории. Согласно его словам, ни о каком мошенничестве или растрате денег речи не идёт, суммы перевраны, а ликвидация благотворительной организации произошла из-за требований Министерства юстиции вообще по другому делу.
— Я бесконечно удивлён тому, что эта история приобрела такой размах. Суды по этой теме у нас идут с февраля 2019 года, и никому это не было интересно, а тут вдруг стало. Это не уголовный суд, ни у кого нет никаких претензий, а те деньги, о которых идёт речь, потрачены не были. Более того, мы не понимаем, откуда взялась цифра в 45 миллионов. Это не были деньги людей, жертвующих на благотворительность. Это были целевые средства в размере 23 млн рублей, переданные в качестве пожертвования на восстановления храма. Они были подотчётными и сразу же были переданы церкви. Да, в наличном виде, так как далеко не у каждого прихода есть банковские реквизиты. При этом все документы о передаче средств всё равно были. Однако уже вскоре мы поняли, что у прихода есть проблемы с отчётностью о поступлении денег, и предприняли необходимые действия для того, чтобы деньги были возвращены. Вскоре после этого они были перечислены обратно спонсору. В результате это пожертвование просто не состоялось.
Как утверждает Ильин, причиной закрытия фонда стала вовсе не эта операция, а то, что, осуществляя передачу пожертвования, фонд по неосторожности нарушил свой же собственный устав. Тем не менее, согласно заявлению руководителя, на работу фонда это не повлияет:
— Судом решение о ликвидации было принято из-за нарушения устава организации. Тут даже пожертвование религиозной организации ни при чём. По нашим же собственным правилам, мы не можем направлять средства на строительство. Да, не посмотрели в собственный же устав и совершили очень грубую ошибку. Но на работе фонда это никак не скажется.
Другое дело, что из-за разгоревшегося скандала, по словам руководителя, фонд приобрёл дурную славу. Как они сами считают — абсолютно незаслуженно:
— Из-за всей этой истории нам был нанесён серьёзный удар по репутации. Мы считаем, что совершенно ничем не заслуженный. Мы работаем с 2010 года, мы имеем множество благотворительных писем, президентские награды, нас президент России самолично поздравляет каждый год. У нас никогда не было никаких проблем, и Минюст ни к чему ранее не цеплялся. Почему именно сейчас всё это началось, мы не понимаем, нам даже кажется, что это какой-то заказ. Что до того, о чём пишут СМИ, то мы просто шокированы. Ну о каких махинациях может идти речь? Если бы мы были мошенниками и присвоили эти деньги, были бы уголовные суды, а мы бы были давно в бегах, а не ходили и доказывали всем что-то. Я очень благодарен нашим партнёрам, которые поняли суть ситуации, не ушли и не отвернулись. Мы продолжили свою работу, устраиваем новогодние ёлки для детей и дальше занимаемся благотворительной деятельностью.
В следующем месяце у фонда «Улыбка ребёнка» должны пройти апелляционные слушания по решению суда первой инстанции. Если апелляционный суд не изменит первоначального решения, то юристы фонда намерены обратиться в Верховный суд РФ.
NN.RU продолжает следить за развитием событий.
Текст: Александр Токарев
Фото: Наталья Бурухина
Видео: Александр Карташов
Ещё больше интересных новостей в наших каналах на «Яндекс.Дзен» и «Яндекс.Районы», подписывайтесь и читайте нас, где вам удобно!