Сегодня в Нижнем Новгороде прошла церемония прощания с журналисткой Ириной Славиной. Семья решила скрыть от широкой общественности её место захоронения, по их словам, она будет похоронена вместе с отцом и бабушкой. Почтить же её память можно было сегодня в Доме учёных на улице Октябрьской в центре Нижнего Новгорода.
Ирина Славина — главный редактор нижегородского издания Koza.Press. 2 октября 2020 года она совершила акт самосожжения у главного здания МВД в Нижнем Новгороде. Накануне произошедшего к ней домой пришли силовики с обысками по подозрению о её участии в акциях нежелательной на территории РФ организации «Открытая Россия». Как утверждала сама Славина, в ходе обысков полицейские так ничего и не нашли. Позже в СК заявили о том, что обыски не могли стать причиной случившегося — якобы по данному делу она проходила лишь в качестве свидетеля. Почему в таком случае у неё проводились обыски, в ведомстве так и не объяснили. Сейчас в отношении смерти журналистки назначена проверка.
Проститься с ней в этот день пришли многие нижегородцы: это и её родные, и близкие, и коллеги, и товарищи по несчастью, в отношении которых также сейчас проводят проверки правоохранительные органы, да и просто неравнодушные нижегородцы, которые только недавно узнали о случившемся. Организаторами церемонии выступили самые близкие друзья Ирины, а также родственники, включая её дочь Маргариту, которая ранее выходила на одиночный пикет в центре города.
Мы пообщались с одним из организаторов, троюродным братом нашей коллеги, Андреем Соловьёвым, который вспомнил их детство и совместную работу:
— Наши бабушки — родные сёстры. Много мы общались в детстве. Мы учились в одной школе три года, встречались на семейных посиделках, очень активная, жизнерадостная была девушка. Комсомолка, активистка, любила ходить в походы. Очень хорошие воспоминания, очень светлый человек. В профессиональной, журналистской среде мы сотрудничали в «Нижегородской правде». Она была как раз по политике, а я был в «Нижегородском спорте». Потом в «Ньюс-НН», она была по политике, я — по спорту, у Оксаны Николайчук. Затем наши пути, к сожалению, разошлись по профессиональной среде.
— Она пошла в новое издание, которое сформировала сама. Ну а я всё так же остался в телевизионной спортивной журналистике. Но мы общались всё время. И в последнее время, конечно же, в городской администрации, в городской Думе, она практически прописалась там, чуть ли не её второй дом был. На всех практически заседаниях, что-то всегда печатала актуальное, даже многие политики цитировали её в ходе заседаний. Она навсегда останется в нашей памяти. И очень приятно, что все журналисты, сообщество всё наше, нижегородское, московское, все вместе. Мы друг за друга. Так что, действительно, светлая память Ирине Колебановой-Мурахтаевой-Славиной. Мы её никогда не забудем, спи спокойно, сестрёнка, — рассказывает троюродный брат погибшей.
Ирина Славина была лишь одной из тех, к кому пришли силовики с обысками из-за подозрений в деятельности, связанной с движением «Открытая Россия». В их числе оказался и вискарий Храма Летающего Макаронного Монстра, владелец кафе «То самое место» Михаил Иосилевич. Он хорошо знал погибшую, и, по его мнению, то дело, по которому они проходили вместе, — это дело против всех людей, которые хотят говорить о проблемах страны:
— Я тот, из-за кого начали дело, ставшее причиной обысков у Ирины. Но это дело не против меня или Ирины, а против всех, кто говорит то, что думает, против тех, кто хочет изменений, правды, свободы. Ирина была из этих людей, Ирина была одной из нас. Я хочу ещё раз выразить соболезнования родным, её близким, её друзьям, всем тем, с кем она была знакома. Хочу выразить соболезнования всем жителям Нижнего Новгорода и жителям области. Потому что с Ириной они потеряли не только великого человека, но и одно из немногих независимых СМИ региона. Я написал, что готов поделиться информацией о всех причастных к систематическому давлению на неё, которое продолжалось несколько лет, и я это сделаю. Но сейчас я бы хотел обратить особое внимание на то, что Ирина написала в предсмертном своём посте. Она написала «прошу винить» не кого-то конкретного. Она не обвиняла лично кого-то. Она обвиняла ту систему, которая делает из людей каких-то негодяев. Они сами себя не считают негодяями. Они оправдывают себя необходимостью какой-то, приказами. И каждый из тех, кто был причастен к давлению на неё, не нанёс какого-то смертельного удара. А чуть-чуть, понемножечку укусил, понемножечку надавил, понемножечку вызвал какие-то проблемы. Они просто выбрали не того человека, на неё нельзя было давить. Она никогда не позволяла кому-то влиять на её решения, и в этот раз тоже не позволила.
Во время прощания брали слово и те, кому Славина была знакома по политической и активистской деятельности. Так, в Нижний Новгород приехал председатель партии «Яблоко» Николай Рыбаков:
— Я сегодня приехал для того, чтобы сказать слова извинений и попросить прощения. Ирина, простите, что мы не спасли вас. Не уберегли, — заявил политик.
Церемония шла всего три часа, с 11 до 14 часов, но даже за такое короткое время на неё пришли, по нашим подсчётам, сотни человек. Многие из них после выноса тела отправились на шествие по Большой Покровской к месту её смерти.
Похороны Ирины Славиной должны состояться завтра, по этическим соображениям мы не будем называть место её захоронения. Редакция NN.RU скорбит вместе со всем Нижним Новгородом и вновь приносит глубочайшие соболезнования всем её родным, коллегам и друзьям.