Нижегородскому зданию Государственного банка во вторник исполняется 109 лет. За это время сохранились старинные интерьеры, росписи и даже мебель. О том, что находится внутри здания — в фоторепортаже NN.RU.
Во вторник банковский комплекс отмечает свой день рождения — 109 лет. 17 мая 1913 года банк начал функционировать. На его открытии присутствовал российский император Николай II.
Трудовой подвиг
Как рассказали корреспондентам NN.RU сотрудники банка, строительство комплекса вместе с жилым домом для служащих шло всего два года — с 1911 по 1913 год. Настоящий трудовой подвиг.
Ранее в Нижнем Новгороде отделение Государственного банка находилось в трех старых зданиях, где не было надежных кладовых. Поэтому в 1909 году перед управляющим Николаем Полянским была поставлена задача — построить банковский комплекс к 300-летию дома Романовых. Тогда Полянскому предлагали разные места для строительства, например, на улице Рождественской на территории Нижнего базара. Однако управляющему больше всего нравилось место на улице Большой Покровской, где располагалась усадьба Татьяны Ненюковой.
За свое имение она просила 250 тысяч рублей, однако управляющий сумел сторговаться и выкупил землю под будущий банк за 150 тысяч рублей.
Затем, в 1910 году, был объявлен конкурс на проект здания, который выиграл московский архитектор Владимир Покровский. В то время художники искали новые смыслы в искусстве и в своих работах пытались донести до людей идею того, что жизнь прекрасна. Эти же смыслы в проекте и заложил Покровский.
Всего в строительстве банковского комплекса участвовали 84 подрядчика — лучшие мастера из Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Москвы. На каждом кирпиче стояло клеймо мастерской. Например, на серой плитке, которая уложена на первом и втором этажах здания, на обратной стороне стоят две буквы М — санкт-петербургский торговый дом «Мюр и Мерилиз».
Медную крышу шатра делали работники фирмы Овчинникова, в которой трудились золотых и серебряных дел мастера. Чешуйки кровли в солнечную погоду до сих пор переливаются всеми цветами радуги.
Как рассказали служащие банка, все это удалось сберечь в непростой XX век благодаря горьковчанам и нижегородцам. Так, нетронутыми остались и старинные столетние деревянные двери и герб двуглавого орла на крыше. Такой же украшал двери соседнего здания суда, но не сохранился.
Отражение Империи
Первое, что встречает на входе за старинными массивными дверями — люстра. Она напоминает те самые смоляные фонари, с которыми бояре ходили избирать Михаила Романова на российский престол.
Своды расписаны московскими живописцами братьями Георгием и Николаем Пашковыми по собственным эскизам. На некоторых фрагментах росписи, если приглядеться, можно увидеть их инициалы и фамилию. Так иконописцы решили себя увековечить.
Сюжеты росписи первого аванзала, который век назад встречал императора и клиентов банка, рассказывают, что Нижний Новгород — это торговый город. На потолке изображены гербы тех городов, с которыми торговал Нижний еще со времен Макарьевской ярмарки.
Также всех пришедших встречают старинные часы. Они неприметные, без золота и бриллиантов. Невозможно догадаться, что это работа швейцарского мастера Генриха Мозера, который изготавливал часовые механизмы практически для всех императорских домов мира. К слову, Карл Фаберже также любил использовать часовой механизм Мозера при изготовлении своих ювелирных изделий.
Пройдя немного вглубь здания, мы оказываемся во втором зале перед зеркалом, в которое в мае 1913 года смотрелся Николай II. Служащие банка уверяют, что если посмотреть в него и загадать нематериальное желание, — оно сбудется. Этот зал называется волшебным, но не только из-за зеркала — на потолке изображены райские птицы, которые окружают четыре стихии: огонь, воду, землю и воздух.
Лестница в здании Государственного банка с первого этажа ведет не на второй, а сразу на третий этаж. Но мраморные ступени низкие, поэтому по ним удобно подниматься. Перила украшают колонны со светильниками в виде остроконечных древнерусских башен. Выглядит это великолепие, как в сказке.
Над площадкой лестницы расположена картина, на которой изображен Ипатьевский монастырь Костромы. Именно в нем первый из рода Романовых, Михаил Федорович, и скрывался в Смутные времена.
Если на нижнем этаже Госбанка раньше принимали клиентов с небольшим капиталом, то на верхнем уже обслуживали состоятельных людей. Поэтому и интерьеры здесь более богатые, росписи яркие.
Каждый рисунок на стенах и потолках здесь можно рассматривать бесконечно. Первое, что нас встречает, — изображение времен года в образе царей, знаки зодиака, такие, какими их представляли в XVII веке.
Здесь же находится ожидальня. В некоторых документах этот аванзал называют царской комнатой или романовской. Раньше тут были диваны, на которых купцы ожидали приема у управляющего банком, они не сохранились, зато с тех времен на стенах остались картины. Самая большая из них — избрание Михаила Романова на российский престол. Вторая картина — палаты Романовых в Москве и Костроме, третья — Нижний Новгород.
Если приглядеться, на последней картине один кусочек неба отличается — он более светлый. В такой оттенок его выкрасили реставраторы в 1950-х годах. А спустя почти 70 лет, в 2018 году, во время очередной реставрации художники выяснили, что небо было темным и звездным.
Со сводов залов свисают огромные, будто отлитые из золота люстры в виде корон. В аванзале перед святой святых — Большим операционным залом — тоже стоит зеркало, но немного меньше, чем на первом этаже.
Святая святых
Пройдя через два аванзала, мимо зеркала, мы оказываемся в огромном светлом помещении с большими овальными окнами. Кажется, что здесь автор проекта сумел показать все величие и богатство Российской империи.
Здесь стоят две деревянные скамейки, на которых больше ста лет назад сидели купцы. Изначально скамеек было восемь, но сохранились, к сожалению, не все. На потолке снова люстры-короны. В каждой по 84 лампы, и чтобы заменить перегоревшую, до сих пор приходится опускать 540-килограммовую конструкцию с помощью специального механизма.
С потолка на присутствующих смотрят шесть двуглавых орлов. Здесь же изображены гербы разных городов. И если приглядеться, можно увидеть, что рисунок на вентиляции повторяет изображение герба. Так художники совместили красоту и инженерные коммуникации.
Всего государь пробыл в здании банка около двух часов, зато блеск и роскошь интерьеров и архитектурный ансамбль здания Государственного банка продолжают восхищать нас второе столетие.