Город Битва районов Нижнего мнение Заложник плохой репутации: особенности проживания в Автозаводском районе глазами местного

Заложник плохой репутации: особенности проживания в Автозаводском районе глазами местного

Выясняем — это инфраструктурный рай или криминальное гетто?

На Автозаводе сохранилось множество интересных образцов былой великой архитектуры

NN.RU продолжает битву районов за звание лучшего места для жизни в приволжской столице. Теперь на очереди самый густонаселенный и большой по площади район, название которого вызывает трепет и иногда пренебрежение у остальных жителей. Но имеют ли эти всем известные стереотипы какое-то отношение к реальности? О своей жизни в Автозаводском районе, его особенностях и смыслах рассказывает нижегородец Егор Герасимов.

Мне 27 лет, 26 из которых я проживаю в Автозаводском районе, и с полным правом считаю себя коренным автозаводцем, всё это время наблюдавшим за жизнью и развитием самого большого территориального образования города.

Район не только самый большой, но и один из самых новых. Автозаводская история не насчитывает и ста лет. Его образование обусловлено строительством автогиганта — ГАЗа. Конечно, предприятие оказало серьезное влияние на всё, что находилось вокруг: жилье, дороги, ключевую инфраструктуру и, конечно же, людей. Несомненно, продолжает оказывать и сейчас, но уже в меньшей степени.

В основном благодаря заводу здесь появилось метро — то, что выгодно отличает Автозаводский от других окраинных спальных районов. Особенно оно удобно для тех, кто живет в центре или северной части Автозавода. Максимум 23 минуты, и любой желающий может оказаться на площади Горького. Хотя многие мои соседи по району и вовсе не покидают его пределов: здесь работают, живут, гуляют и отдыхают. Для этого тут достаточно много возможностей. Хватает рабочих мест, благодаря множеству промышленных предприятий, территорий для отдыха в виде большого Парка культуры и отдыха; десятков скверов, кафе, ресторанов; нескольких музеев, театров и других досуговых центров. Именно это для меня и является главным достоинством района — большая автономность, в отличие от других спальников, особенно современных, где нет ничего, кроме огромных человейников и пары пунктов выдачи заказов от маркетплейсов. В этом плане Автозаводский район, что называется, полноценный город. Кстати, в не такие уж и далекие 90-е годы ходили разговоры о выделении Автозавода в отдельный населенный пункт.

Ради прогулок в Автозаводском парке нижегородцы приезжают из других районов города

Другой несомненный плюс — просторность. Район не только самый большой по территории, но и по населению превосходит ближайших «преследователей» Сормово и Канавино почти в два раза. Тем не менее места здесь достаточно. Основные проезды — широкие, зеленые проспекты, во дворах можно дышать и даже (о, ужас!) парковать машины почти без ругани с соседями. А пешеходам не нужно толкаться на узких тротуарах из-за плотной застройки. К такому быстро привыкаешь, и в местах, где подобного простора нет, начинаешь выходить из себя, уткнувшись в невозможность найти парковку или кишащую толпами узкую пешеходную дорожку. Конечно, это я могу связать только с историческим везением: планировали район во времена, когда города строились для комфорта людей, а потом его престиж упал из-за промышленной направленности, поэтому застройка не уплотнилась. Надеюсь, Автозаводу продолжит так же везти!

Еще одно весомое преимущество лично для меня как для любителя современной истории — несравненный архитектурный ансамбль Соцгорода — яркого представителя величественной советской архитектуры первой половины ХХ века. Всех друзей и знакомых, которые впервые приезжают в гости, я обязательно веду туда на экскурсию и открываю Автозавод для них заново, стирая все возможные стереотипы. Люди остаются под впечатлением от арок Серо-Бусыгинского квартала, забавной легенды о жене самого Александра Бусыгина, истории Радиусного дома и немного высокопарных, но неизменно радушных жителей Соцгорода. Тут следует поблагодарить главного архитектора Нижнего Новгорода в 1990-е годы Александра Харитонова, которому удалось добиться особого статуса архитектурного ансамбля для Соцгорода и защитить исторический район от хаотичной застройки, которая сумела изуродовать множество территорий не только в нашем городе, но и по всей стране.

Серо-Бусыгинский квартал — самый длинный дом Нижнего Новгорода
Благодаря необычной архитектуре Радиусный дом признан памятником федерального значения и охраняется государством

Еще Автозаводский район справедливо называют самым чистым и зеленым. Действительно, встретить замусоренные газоны или голые пустыри без деревьев — скорее исключение из правил. Грязь в соседних районах жителям Автозавода сильно бросается в глаза. Возможно, это косвенно связано с тем, что наш район — единственный, управление которым осуществляется местными. Глава и ключевые сотрудники администрации в основном живут здесь же. К ним, конечно, много вопросов, как и к почти любым чиновникам, но в подсознании нижегородцев они закрепились как «крепкие хозяйственники старой школы».

Последний плюс, который хочется упомянуть, — транспортная доступность. Кроме упомянутого метро, на Автозаводе развиты трамвайная, троллейбусная и автобусная сети, не говоря уже про аэропорт. Благодаря грамотной планировке района, транспорт забрался даже в самые небольшие и отдаленные жилые кварталы. Сложно поверить, но и новая маршрутная схема не смогла сильно навредить устоявшейся транспортной традиции.

Теперь про негативные моменты. Серьезная проблема — репутация района. 90-е годы прошлого века Автозавод провел бурно и относительно богато, а где в тот период были деньги, там был и криминал разного уровня. К полномасштабному бандитизму в виде ОПГ, краж с завода «вагонами» и экономическим преступлениям после крупных сокращений на ГАЗе добавились разбои, уличное воровство и бытовое насилие. Тысячи работяг не смогли вписаться в новый рынок и были вынуждены зарабатывать на жизнь с помощью незаконных способов. Каким-то непонятным образом район не смог избавиться от этого стереотипа и в «жирные» нулевые и десятые. Сейчас же Автозавод можно назвать скорее «относительно безопасным». Поверьте, если открыть статистику не тяжких уголовных преступлений (именно их совершение на Автозаводе обычно приводят в пример неблагополучности), в лидерах там будет отнюдь не Автозаводский, а условно зажиточные Нижегородский и Канавинский районы.

Многие нижегородцы по-прежнему опасаются находиться на Автозаводе в позднее время суток

Удаленность — еще одна проблема для местных, которые в силу рабочих обязанностей или культурных предпочтений вынуждены совершать маятниковую миграцию в нагорную часть. Метро, конечно, сильно помогает, и вообще жители Сормова совершенно справедливо обвинят меня в бешенстве с жиру, но дорога в центр по проспекту Ленина на наземном транспорте может занимать до нескольких часов, особенно зимой в часы пик. Тут же следует пожаловаться на высокую стоимость услуг такси и доставки.

Не всё гладко на Автозаводе и с экологией. Обилие зеленых насаждений и парков, конечно, идут в плюс чистоте воздуха, но плотное соседство с вредными производствами Дзержинской промзоны и наличие таковых в самом районе скверно влияют на окружающую среду и порой сильно отравляют жизнь автозаводцев.

Другие проблемы района скорее общие со всем остальным городом: не лучшие дороги, «песчаные бури» весной, не самая качественная и красивая застройка новых кварталов и шум от машин и промышленных предприятий.

Завод «ГАЗ» — одно из крупнейших предприятий региона, где всё еще трудится множество жителей. Но не столько, как в эпоху его величия

В целом жить на Автозаводе мне очень комфортно. Я не знаю многих бед, с которыми сталкиваются жители других районов города, а местная насыщенная инфраструктура закрывает большинство потребностей без необходимости долго добираться до ее объектов. Я бы сказал, что по соотношению цена/качество Автозаводский район — лучший выбор для жизни в Нижнем Новгороде, хоть и придется мириться с некоторыми неудобствами.

Согласны ли вы с мнением автора?

Да, Автозавод — лучший район Нижнего. Есть всё, так еще и рядом.
Интересно иногда приехать и погулять, действительно чисто и красивая архитектура. Но жить так далеко от центра — сомневаюсь.
Точно нет, может, открытого криминала и стало меньше, но количество маргиналов по-прежнему высокое.
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления