Город Образование «Бесплатно мы ничего не делаем». Молодые учителя из Нижнего — о зарплате, переработках и нахальных родителях

«Бесплатно мы ничего не делаем». Молодые учителя из Нижнего — о зарплате, переработках и нахальных родителях

Девушки хотели сменить профессию, но поделились, что их останавливает

В образовательной сфере наблюдается дефицит кадров, и неудивительно почему

Тема зарплат работников социальной сферы остается острой и злободневной. Многие учителя недовольны своим уровнем дохода, а сфера образования регулярно испытывает дефицит кадров. Несмотря на то что в прошлом году зарплаты учителям проиндексировали более чем на 30%, доход педагогов оставляет желать лучшего. NN.RU пообщался с двумя девушками, которые работают в нижегородских школах, и выяснил, сколько на самом деле получают учителя, какие условия труда им предлагают и почему они остаются в профессии, несмотря на трудности.

Ольга Симонова и Юлия Ковалева (имена изменены по просьбе героинь. — Прим. ред.) работают в школах уже порядка трех лет. Девушки решили преподавать сразу после учебы в университете. И у каждой из них на это были свои причины. Ольга занимается иностранными языками, а Юлия — русским и литературой.

Почему молодежь идет в учителя

Ольга до работы в школе успела потрудиться в сфере частного образования, но ее всегда привлекала тема педагогической конфликтологии. Чтобы глубже изучить вопрос, нижегородка устроилась в обычную общеобразовательную школу, отучившись на лингвиста.

Что касается Юлии, то учиться в вуз девушка поступила по целевому направлению — после получения диплома она в любом случае должна была несколько лет отработать по специальности. Сразу после университета Юлия стала учителем в одном из поселков в 20 км от Нижнего. Вместе с тем девушка просто обожает детей и работать с ними для нее большое удовольствие.

Обе собеседницы в один голос заявляют: работа в школе нелегка. Учителей всегда не хватает, а потому серьезная нагрузка ждет молодого специалиста практически с первого дня. Особенно тяжко тем, кто приходит совсем без опыта. При этом молодежь нередко сталкивается с тем, что ее труд недооценивают.

— Скажу честно, мне трудно, поскольку часто нужно кого-то подменять в связи с производственной необходимостью. В силу недостатка опыта работы с разнообразным контингентом детей тяжело быть «суперменом» в области классного руководства. Трудностей много, но через них очень вырастаешь как личность, — говорит Юлия.

Что касается нагрузки, то это для педагогов всегда лотерея, ведь начать год учитель может по одному плану, а потом количество рабочих задач внезапно увеличивается.

— Школа — это место, где положительно относятся к декретам, поэтому часто нагрузки может стать еще больше в середине года — мы можем поменять классы, которые будем вести. Мой первый профильный класс появился из-за ухода коллеги, чему я тогда обрадовалась, так как мне интереснее работать с подростками. Поэтому во второй год я отказалась практически от всех начальных классов и начала больше работать со средним и старшим звеном, — пояснила Ольга.

Нехватка кабинетов и внезапная универсальность

И Юлия, и Ольга подчеркнули, что условия для работы иногда суровые. Юлия призналась, что в ее школе есть острый дефицит кадров (особенно по математическому профилю) и обязанности с вакантного места просто раскидывают по другим учителям.

А в школе Ольги другая проблема — нехватка оснащенных кабинетов. За три года работы она научилась адаптировать свои уроки под любые условия. Но отсутствие технического оборудования не раз поднималось в беседах с руководством. Правда, пока ситуация не исправилась.

Однако обеих девушек устраивает то, что они работают в первой половине дня. Вечером нижегородки могут заняться своими делами или подработать репетитором.

Главная боль — зарплаты

Нижегородки прямо сказали, что на первых порах зарплата может быть очень низкой. Это связано с отсутствием категории у молодого педагога, получить которую можно только через два года работы.

— Предоставляемые варианты школой для увеличения дохода не самые удобные, на мой взгляд. Практически все работают на 1,5–2 ставки, чтобы заработать 25–30к без категории. В месте, где я работаю, пока премии хорошие: идут на все праздники, 13-я зарплата, за результаты учащихся на олимпиадах и за высокие показатели на экзаменах. Но скоро может поменяться директор, а это значит, что управление премиальным фондом будет сильно зависеть от нового человека. За классное руководство доплачивается около 4,5 тысячи, это лучше, чем было раньше, но всё равно недостаточно для оплаты ненормированной работы с родителями и детьми, — говорит Ольга.

Нижегородка добавила, что в этом году ей дали классное руководство, но вот доплата в 4,5 тысячи с добавившимися сложностями ее не примирила. Девушке оказалось трудно и непривычно на регулярной основе заботиться о своем классе. Изначально с учениками и их родителями у Ольги были трудности, но сейчас они относятся к молодому педагогу спокойно.

— В моем случае зарплата складывается из количества часов проведенных уроков, плюс классное руководство, плюс то, что я являюсь учителем в сельской местности. Ну и какие-то уже по моему собственному согласию обязанности. Например, учитывая, что это сельская местность, мы подвозим детей за небольшую плату. И это всё учитывается. Бесплатно мы ничего не делаем. В среднем получается около 30 тысяч за 32-часовую нагрузку. Повысить доход можно, взяв классное руководство или больше часов работы. Но только если ты сверхчеловек, который никогда не устает, — отмечает Юлия.

Также в качестве варианта повышения дохода у педагогов есть возможность вести платные услуги. Например, это дополнительная работа с первоклашками и дошкольниками. Также учитель может набрать группу для подготовки к ОГЭ или ЕГЭ, но она должна быть не менее 10 человек.

Несмотря на возможность подработки, педагоги понимают, что существенно их доход это не увеличит. Ольга говорит, что зарплаты учителей должны быть в 4–5 раз выше того, что они получают сейчас. Нередко даже ученики задаются вопросом, почему люди решают посвятить себя образовательной деятельности, если им за это так мало платят.

Отношение к молодым специалистам

Учитывая дефицит кадров в образовательной сфере, можно предположить, что школы будут цепляться за молодых учителей. Об этом же говорят и наши собеседницы — в школе на заре карьеры к ним относились хорошо и с пониманием. Нередко к новенькому прикрепляется наставник, который помогает быстрее освоиться и разобраться с новыми задачами.

— Обычно к молодым педагогам заходят на уроки в сентябре-октябре и дают рекомендации, на что обратить больше внимания, но можно и самим пригласить к себе на урок. Мне это помогло. Кстати, премии начисляются также и молодым учителям, обычно мы это решали голосованием на педсовете. Да, премия меньше, так как в первый раз система начисления премии не совсем понятна, но это приятно и помогает понять, на какие виды деятельности обратить внимание, — подчеркивает Ольга.

Вместе с тем хорошо относятся в школах и к студентам. Нет никаких препятствий начать работать на 4–5 курсе вуза. Ольга вспоминает, что ей это было удобно, ведь в госучреждении без проблем можно было отпроситься на сессию.

Педагоги отмечают, что времена поменялись и в большинстве своем их ученики — тихие и воспитанные ребята, но как выстроятся отношения с каждым конкретным классом, зависит от микроклимата в нем. Чаще всего дети и учителя относятся друг к другу положительно или нейтрально.

— У меня есть класс, где девочкам нужно подойти и обнять учителя после урока. Для них важна тактильность. Есть другой класс, где девочкам важно слышать, что в них верят и их любят. Не только у девочек есть свои особенности, но и у мальчиков. У меня есть группы ребят, которым важно, чтобы обращали внимание на их достижения, будь то спорт, музыка или какой-то другой интерес.

Однако то, что хорошо работает с одним классом, может вообще не «прокатить» с другим. Да и дети, которые сами предпочитают идти на конфликт, тоже есть. Нередко в разрешении проблемной ситуации педагогам нужна помощь завучей, психологов или даже директора.

Работа с родителями школьников учителям удовольствия практически не приносит. Чаще всего с ними приходится разговаривать в том случае, когда есть какие-то недовольства, в основном оценками.

— Сколько у меня было случаев, когда родители звонят завучам из-за несогласия с оценкой. С меня запрашивали работу, хотя критерии оценивания у нас единые для всех предметников языка. Одна из завучей (как раз предметник английского), поэтому мы вместе пытались объяснить, что согласно требованиям выше мы эту работу оценить просто не можем. Я каждую осень прихожу на родительские собрания во все новые классы, чтобы ознакомить родителей с общими требованиями к оцениванию, рассказать о видах работ и так далее, — разъяснила Ольга.

Про выгорание

Любая работа, особенно та, что требует эмоциональной отдачи, может рано или поздно привести к выгоранию. Увы, педагоги не стали исключением. Обе нижегородки признались, что им тоже пришлось столкнуться с этим неприятным явлением.

Юлию выгорание коснулось на старте карьеры, когда задач и обязанностей было очень много, а к новому месту работы полностью адаптироваться еще не удалось. Плюсом ко всему ей попался трудный класс, который она должна была вести.

— Я понимала, что не вывозила, совмещала всё как-то со своими делами и поэтому с выгоранием очень часто сталкивалась. Бывало такое, что просто не было сил встать и идти на уроки. Когда у тебя собственного ресурса нет, ты тратишь больше, чем получаешь. Именно это в итоге часто и приводит к увольнению. Я справляюсь с выгоранием по-разному. Как-то корректирую свое время, стараюсь чаще выкраивать время на отдых, прошу помощи у близких, а еще делегирую какие-то обязанности, — говорит Юлия.

Ольгу же увлекает сам процесс преподавания, поэтому серьезного выгорания у нее не бывает. Однако случается так, что у педагога просто кончаются силы. Например, один раз нижегородка ощутила это из-за затянувшейся конфликтной ситуации с одним из учеников — борьба выжала из нее все силы. Решить эту проблему удалось походом к школьному психологу.

— Я из тех учителей, кто берет больничный или административный, если испытываю в этом потребность. Потому что никакие проблемы во время взаимодействия с учащимися или родителями не влияют так сильно, как общее самочувствие. Также слежу за тем, чтобы у меня было время на отдых. Да, я могу проверить лишние пару стопок тетрадей или работ, но лучше это сделаю чуть позже, если необходим отдых. Но в целом самое важное — отдых. У учителей не просто так отпуск два месяца.

Обе нижегородки резюмировали, что у них были мысли сменить профессию. Девушки подумывали о том, чтобы переквалифицироваться и ворваться в IT, однако пока решили продолжить заниматься любимым делом и развиваться в своей профессии.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления