Роман Кедр — один из тех людей, которые не могут сидеть на месте. Нижегородец потерял зрение в детстве и начал адаптироваться к миру заново. Он создает крафтовую парфюмерию, ведет тревел-шоу, проводит тренинги и организует благотворительные проекты. При этом своей главной задачей Роман считает необходимость сломать стереотипы о людях с инвалидностью. Последние несколько лет нижегородец мечтает о создании инклюзивного клуба, где люди с ограничением по здоровью (и без) могли бы без стеснения общаться и узнавать друг друга. Об этом Роман Кедр рассказал в интервью NN.RU.
Парфюмер и блогер
Роман потерял зрение еще в детстве, когда ему было девять. Причиной стало высокое внутричерепное давление, которое привело к атрофии зрительного нерва. Осознание того, как изменилась жизнь, пришло не сразу — лишь после возвращения домой из больницы, спустя несколько месяцев. Уже через некоторое время Роман выучил шрифт Брайля, перешел в школу для слабовидящих. Этот период сильно повлиял на его самостоятельность и дальнейшее становление. После школы нижегородец окончил с отличием университет и начал искать себя, пробуя различные сферы.
Отучившись на психолога, Роман семь лет работал в сфере продаж. Надо было зарабатывать деньги, обеспечивать молодую семью, но мысль реализовать своё психологическое образование тоже не отпускала. По совету мамы Роман начал интересоваться ароматерапией, а затем и аромапсихологией.
— Прописывал рецептуры, смеси с эфирными маслами для массажей, для психокоррекции. Было и консультирование, и я проводил индивидуально занятия как аромапсихолог. Можно очень многие эмоциональные состояния скорректировать с помощью запаха, это очень сильно работает, — рассказал Роман.
Позднее клиенты предложили новую идею: а что, если из эфирных масел сделать духи?
— Я раньше об этом не задумывался. Потом одному сделал духи под заказ, второму, и, как говорится, завертелось, — рассказал нижегородец. — Так я начал интересоваться парфюмерией.
В планах у мужчины создать линейку, которая была бы востребована в крафт-парфюмерии. Последняя из задумок — создать аромат, на который его вдохновила жена. В составе будут теплые ноты жасмина, цитруса и сандала.
Навык тонко чувствовать ароматы привел Романа не только в сферу парфюмерии, но, как ни странно, и в тревел-шоу. Его пригласили на роль ведущего передачи «Куда глаза не глядят». «Обладатель уникального носа», как Романа называли в шоу, посетил десять регионов России. Нижегородец изучал новые города по запаху традиционных и современных блюд. Сначала Роман посетил Казань и Уфу, а затем отправился на юг, в более удаленные уголки страны — Калмыкию и Кабардино-Балкарию. С кухней каждого из городов Романа знакомили как повара ресторанов, так и местные жители, с которыми он готовил «ханский шашлык» и традиционные башкирские блины.
Больше всего Романа впечатлил Екатеринбург — город контрастов. Знакомство нижегородца с Уралом началось с кафе «Гранд Буфет», в котором впервые начали печь знаменитую «Свердловскую слойку».
— У слойки какой-то безумный вкус. Ощущение, как будто ты ешь выпечку во Франции, — вспоминает нижегородец.
А уже через несколько часов Романа ждала встреча с настоящим китайским рестораном, о существовании которого знают только местные иностранцы.
— Нас посадили в отдельную комнату с длинным столом, чтобы мы ничего лишнего не видели. Там стоял сильный запах то ли мяса, то ли чего-то еще. У меня было впечатление, что я в гонконговском фильме с Брюсом Ли, который мы с дедушкой в детстве смотрели. И я стал описывать воспоминания, и ребята-операторы говорят: «Ром, как ты четко описываешь». А там действительно как в фильме — невысокие китаянки с тазами еды, столб дыма, бумажные фонарики, китайцы, играющие в карты, — вспоминает Роман.
Во втором сезоне нижегородец решил не сниматься, а посвятить больше времени социальным проектам.
Инвалидность и стереотипы
Главной целью своих соцпроектов Роман считает необходимость сломать стереотипы о людях с инвалидностью. Поездив по разным городам и пообщавшись с жителями разных регионов, Роман убедился, что подобные предубеждения есть у многих до сих пор.
— Многие представляют себе людей с инвалидностью как в чём-то обделённых и ограниченных, сидящих в четырех стенах, ничего не хотящих и ни к чему не стремящихся, — рассказал Роман.
Одни боятся задеть или обидеть, другие из-за этого смущаются и не знают, как начать разговор. Как считает нижегородец, решить проблему довольно просто — нужно дать людям возможность проводить время вместе. И не на работе, а в более расслабленной обстановке. Например, вместе играя в настольные игры. Роман хочет создать в Нижнем Новгороде ту самую точку соприкосновения, где люди с инвалидностью и без смогут свободно и без стеснения общаться.
— Раньше, когда я ходил в школу по улице с тростью и на меня натыкался какой-нибудь прохожий, люди удивлялись: «Ой, слепой!» Как-то это дико, да? Сейчас такого уже, к счастью, нет. Но всё равно, когда с кем-то общаешься, видишь, что у многих людей есть какое-то непонимание, страхи. Поэтому сейчас я вижу своей задачей, своей целью сделать так, чтобы эти стереотипы ломались. И чтобы все понимали, что люди с инвалидностью — они точно такие же, как и все остальные. Потому что некоторые считают, что если у тебя нет ноги, нет зрения, то ты вообще какой-то инопланетянин.
Для этого Роман Кедр хочет открыть инклюзивный клуб. Там люди с инвалидностью и без будут общаться, играть, смотреть фильмы и учиться понимать друг друга. Первый шаг к этой цели был сделан в 2022 году — нижегородец выиграл грант на покупку оборудования для игры в шоудаун. Это что-то среднее между настольным теннисом и аэрохоккеем. Играть нужно без визуального контроля, поэтому каждый из участников надевает темные очки.
— Например, в одном помещении тот самый шоудан. В другом, например, игротека с настольными играми, в которые могут играть и люди, например, как я, незрячие, и люди с инвалидностью опорно-двигательного аппарата. И при этом, чтобы это было интересно людям без ОВЗ (ограниченных возможностей по здоровью). И еще большое пространство, чтобы можно было проводить какие-то театральные показы, кинопоказы, выставки, дискотеки.
Однако даже первый пазл этого проекта стоил Роману больших усилий. Поиск денег на покупку шоудана — не самая сложная задача. Куда труднее было найти площадку для тренировок. Ее пришлось менять несколько раз — то не было подходящего места, то не получалось согласовать удобный график для занятий.
— Из моих двадцати человек, которые на тот момент тренировались, в первой половине дня были свободны лишь 3–4. Есть такой стереотип, что люди с инвалидностью — это те, кто сидит в четырех стенах и они ничего не делают. И они могут с утра и днем приходить и там заниматься чем-то. В действительности нет: 80% из людей с инвалидностью так же, как и люди без всяких нарушений здоровья, учатся, работают, — рассказал Роман.
Позднее, при помощи департамента спорта, был организован третий переезд — в этот раз на стадион «Водник». Там для игры в шоудаун выделили отдельный кабинет, и приходить на тренировки можно в любое время.
С помещением для инклюзивного клуба дела обстоят еще сложнее — по задумке Романа, это должно быть помещение в 250–300 квадратов, а не обычный кабинет. По этому проекту нижегородец ведет плотную работу с властями — пока решается вопрос о предоставлении помещения. Остальное финансирование и необходимое оборудование Роман планирует получить через сотрудничество с местным бизнесом и реализацию социальных проектов.
«Доступность в головах»
Другая проблема — так называемая доступная среда: приспособленность города для людей с ограничениями по здоровью. Как считает Роман, по этим параметрам Нижний Новгород во многом недоступен.
— Да, постепенно эти вопросы как-то решаются, но это очень медленно и очень точечно. И даже когда что-то делается, потом оказывается, что это сделано коряво и неправильно.
В пример Роман привел железнодорожный вокзал, где направляющие, которые должны были вести к выходу на платформу ж/д вокзала, утыкались в стену.
— Там, например, нет направляющих к туалету. Я шаг влево-вправо сделаю, отойду от этой центральной направляющей и просто потеряюсь. Я-то знаю, куда идти, потому что я на этом вокзале много раз был. Но как дойти до туалета, если ты не знаешь, где он находится?
Примерно с такой же ситуацией Кедр столкнулся и в парке «Швейцария» — направляющие вели то на газон, то к задней двери кафе. На дорогах ситуация не лучше — мало где установлены звуковые сигналы. Хуже всего, по мнению Романа, дела обстоят на площади Свободы — перейти ее в одиночку слабовидящему почти невозможно.
— Попробуйте пройти по площади Свободы — там вообще ничего нет. То есть там даже для зрячего человека небезопасно ходить, а уж для незрячего это вообще великая проблема. И тоже сколько раз обращались, даже транспортная прокуратура почему-то ничего не может с этим сделать.
Однако кривые направляющие и необорудованные переходы Роман называет мелочью. По мнению нижегородца, основная «доступность» должна быть всё же в головах людей.
— Если я смогу спокойно обратиться к любому человеку — вот она, доступность. Не просто так говорится, что язык до Киева доведет. То есть, если я прихожу в любое учреждение, то логично, что сотрудники, видя, что у меня проблемы со зрением, могут подойти и проводить меня. Зачем тогда направляющие? Зачем мне тогда вообще всё остальное? То есть вопрос даже не в этих направляющих, а в наших головах и стереотипах.
Однако пока и эта человеческая система взаимоотношений до конца не отработана. Где-то начинают кричать и ругаться, если незрячий замешкался у турникетов, где-то из рук вырывают трость перед проверкой.
— Яркий пример был однажды летом — мы ехали за город, электричка набитая, народ прет. Я захожу с ребенком, и люди впереди медленно продвигаются. А сзади меня мужик с ребенком. И орет мне: «Чего ты так медленно?» Люди прошли, я сажусь на место, держу трость, и он понимает, что я не вижу. Присел около меня и говорит: «Парень, ой, прости, пожалуйста, извини, я не знал, что ты не видишь». А я у него спрашиваю, а какая разница? А если бы я видел, то меня можно было бы матом покрыть? У меня он просит прощения, а у другого человека не попросил бы ни за что. Вот наша проблема. И я хочу это изменить.
Ранее мы рассказывали про Сергея Алексеева, у него с детства проблемы со зрением. Мужчина отправился пешком в далекое путешествие из Краснодарского края до Волгограда. Через четыре месяца в пути он добрался до Нижнего Новгорода. Путешественник рассказал, что своим рекордом он не планирует потешить самолюбие, а надеется привлечь внимание к проблемам людей с различными ограничениями по здоровью.