Пока Нижний Новгород застраивают элитными новостройками, в городе остаются тысячи людей, продолжающих жить в нечеловеческих условиях. Многие годами ждут расселения в надежде на лучший исход. В конце 2023-го мы писали про аварийный дом в историческом центре всего в полукилометре от кремля. За полгода ситуация с его расселением не только не сдвинулась с места, а, напротив, усугубилась. Об этом в беседе с корреспондентами NN.RU рассказала одна из местных жительниц.
Речь идет о доме № 15Б по улице Алексеевской. Дом признали аварийным еще в 2017 году и должны были расселить до конца 2023-го. Однако, как нетрудно догадаться, этого так и не произошло. Здание до сих пор стоит без крыши, отопления и внимания властей.
В доме остались жить всего несколько человек: молодая девушка по имени Кристина и мигранты этажом ниже. Нижегородка поделилась, что спустя годы мучений сдалась и переехала на съемную квартиру.
— До последнего не хотела уезжать, потому что это мой дом. Я здесь родилась и выросла. Да и к тому же все вещи сразу перевезти не получится, а стоит только выехать, и квартиру вскроют мародеры, как было с соседями. Но обстоятельства вынудили. Дело в том, что осенью воды с потолка и крыши стало течь еще больше, потолок начал обваливаться, а на лестничной клетке обрушилась часть перекрытий. От сырости на стенах и других поверхностях начали появляться пятна плесени. Так что оставаться тут стало действительно опасно для жизни, — рассказала Кристина.
Девушка периодически возвращается за вещами на съемную квартиру. Недавно нижегородка вновь посетила дом на Алексеевской и пришла в ужас от того, что стало с квартирой — ее буквально начала поглощать плесень. Грибок появился на всём, даже на посуде и одежде. Кристина не смогла забрать все вещи из квартиры сразу и пожалела об этом. Большинство из них теперь отправятся на помойку.
Неприятная ирония в том, что за эту квартиру девушке приходится платить коммуналку, хотя там никто не живет. Власти Нижнего Новгорода сами заявляли Кристине, что ее дом должен быть отключен от коммуникаций.
— В среднем получается в районе 5 тысяч рублей. Счетчиков у нас нет, начисляют плату по нормативу. Так что плачу и за аренду жилья, и коммуналку за квартиру, в которой не могу жить. Говорят, вроде договор с ресурсоснабжающими организациями можно разорвать, но для этого нужны документы на квартиру. С этим отдельная история.
По словам нижегородки, за это время она пыталась оформить договор соцнайма. Девушка с трудом нашла управляющую компанию, которая по бумагам должна обслуживать ее дом (аварийные здания обслуживают отдельные организации), взяла выписку из домовой книги и оформила оставшуюся часть выписок и справок из других организаций. За некоторые пришлось платить самой. Однако спустя время в оформлении договора соцнайма девушке было отказано.
— Причина отказа такая: неузаконенная перепланировка. Дело в том, что по плану туалет и ванна находились прямо на кухне. Естественно, мой дед это переделал по мере возможности, а также разобрал печь в одной из комнат. И, конечно же, на всё это он получил разрешение и задокументировал. Правда, в нижегородском райсовете, которого теперь нет. И это единственная причина, по которой я не могу получить договор соцнайма. На вопрос, что делать, ответ в администрации прост: возвращайте всё как было. Напоминаю, дом аварийный, и от одного удара молотком там всё рухнет просто, — сказала Кристина.
Нижегородка подчеркнула, что документы в мэрии Нижнего Новгорода либо потеряли, либо и вовсе не хотели искать. По той же причине, если девушка все-таки получит квартиру, она будет намного меньше по площади. Администрация посчитала, что одна комната в квартире семье не принадлежит, ведь на нее тоже нет никаких документов.
Что касается сроков расселения, то они постоянно сдвигаются. По первоначальному постановлению, расселить аварийный дом должны были до конца 2023 года, однако в администрации нижегородке прямым текстом сказали, что даже в 2024-м на расселение она может не рассчитывать.
— Они привязываются к муниципальной программе. По ней должны начать расселять дома, признанные аварийными в 2017–2023 году. В начале года мне говорили, что пока по этой программе всё непонятно. А учитывая, что мой дом был признан аварийным только в 2019 году, то в очереди я буду далеко не первая. Это значит, что еще минимум 2–3 года больше половины моей зарплаты будет уходить на аренду квартиры и коммуналку развалившейся и заплесневевшей квартиры, в которую уже даже зайти нельзя.
После первой публикации NN.RU на этот счет ситуацией Кристины заинтересовались в региональном СК. Однако дело никуда не продвинулось, и о результатах проверки ей не сообщили. К делу подключилась областная прокуратура, и, по планам, инспекторы должны подать в суд на администрацию. Но и этот процесс не быстрый.