На территории бывшего завода «Степан Разин» на Курляндской улице в Санкт-Петербурге открывается новое мультимедийное арт-пространство «Цистерна». Накануне его показали журналистам, а уже сегодня состоится торжественное открытие. Для нижегородцев это интересно тем, что культурной программой «Цистерны» будет заниматься компания dreamlaser, более известная жителям столицы Приволжья по пространству ЦЕХ* на Варварской. Наши коллеги из «Фонтанки» заглянули в будущее — через зеркальные цилиндры в пространствах бывших цистерн.
Промышленный район близ «Адмиралтейских верфей», в опрятном краснокирпичном здании с фасадом на Курляндскую — пивной ресторан, перед входом — расслабленные посетители. Вокруг — ни души, и это понятно: на часах только полдень. Через черные ворота слева — проход на территорию. Если продвинуться еще вглубь — с правой стороны откроется небольшая площадь с единственными черными дверьми в стене. За ними — та самая «Цистерна», новое арт-пространство, которое взялся развивать давно и хорошо известный в Петербурге куратор — урбанист Алексей Онацко, открывавший «Севкабель Порт». Теперь у него — новая команда Urban Context, но те же задачи — ввести в культурный оборот заводскую территорию за счет творчества.
Компания Heineken закрыла завод в 2013 году, продав территорию. С тех пор ей ищут светлое будущее: с 2017 года здесь ежегодно проводился фестиваль современного искусства и электронной музыки GAMMA, а в 2020 году в этих самых стенах, где теперь открывают «Цистерну», поселился выдающийся театральный проект FULCRO. Здесь ставили спектакль «Наш класс», за который коллектив получил «Золотую маску», но после февраля 2022-го театр из России уехал. Тогда поработать с пространством и придумать, в каком направлении его можно развивать, пригласили Urban Context.
Пока идут последние приготовления, главные действующие лица среди мерцающих экранов рассказывают о задачах.
— Нам пришла в голову мысль создать здесь мультимедиапространство, — рассказывает Онацко. — Это неслучайно: в Петербурге и в России в целом огромное количество мультимедиахудожников и студий мирового уровня, которые звучат по всему миру — и на фестивалях, и в части коммерческого контента — и сопровождают туры лучших мировых ансамблей и групп. Это очень круто, но по какому-то недоразумению в Петербурге до сих пор не существовало какого-то места, дома для медиаискусства, где профессиональная среда может встречаться с широкой публикой и показывать свои передовые идеи, наработки. И этой культуре, этому жанру и посвящена новая площадка.
Гендиректор dreamlaser Андрей Тубольцев пообещал выставки на разную аудиторию — взрослую и семейную.
— Новое пространство будет показывать для жителей и гостей города различные мультимедийные выставки, в том числе экспериментальные, потому что в первую очередь медиаартисты и диджитал-художники работают в экспериментальном формате, — рассказал он. — За год мы планируем показать здесь четыре выставки, плюс параллельно будут идти различные образовательные программы, музыкальные и танцевальные, площадка будет «настраиваться». Первая выставка — от студии dreamlaser, то есть от нас.
Нижегородская компания всегда работает с высокотехнологичным оборудованием — оно создает свет и звук. В данном случае на помощь пришли еще зеркала. Их использовали для визуального расширения пространства — и сделали это настолько удачно, что, даже глядя в упор на первую, спонсорскую инсталляцию-фотозону, невозможно поверить, что это совсем небольшое пространство высотой в один этаж и даже не круглое, как кажется. Иллюзия создается полная.
Рядом за плотными черными шторами — вход в основной зал. Там, в тумане, светятся огромные металлические тубы, подвешенные в воздухе и занимающие в высоту пространство первого и второго этажей, проходя сквозь круглые проемы в потолке.
— Инсталляция специально придумана под эту площадку и не могла быть создана где-либо еще, — комментирует креативный директор выставки Арсений Тюрин. — Здесь очень интересный зал, в потолке есть отверстия, где были раньше расположены цистерны пивного завода, и мы решили, что нужно воспроизвести эти цистерны, но в мультимедийном виде. И так, чтобы в них «настаивались» не какие-то конкретные продукты, а идеи или мысли. И так как это первая инсталляция, мы решили, что она будет посвящена тому, как люди видят будущее, и тому, чего они от него ждут. Поэтому в одной из цистерн мы постарались собрать все положительные ожидания людей от будущего, а в другой — все отрицательные. И «выкрутить» это на максимум и посмотреть, что из этого получится.
На практике разница между одним и другим оказывается не такая большая. Одинаково видишь звездное небо, проступающие через стены антропоморфные фигуры и лица, одинаково бушуют волны из разноцветных шариков. Но только в одном случае на миролюбие вселенной намекают летящие «парашютики» одуванчиков, приятные голубые волны и плавные линии, а в другом на тебя спускаются цепи и схематично изображенный гигантский паук. Так выглядят две «цистерны» из семи. Еще одна имеет нецилиндрическую форму и преломляет изображение по принципу калейдоскопа. А остальные четыре пронизывают лазерные лучи под потолком.
Первая выставка проекта задействует только первый этаж — на втором разместилась техническая зона. В будущем посетителям предложат смотреть на искусство и сверху вниз.