Нижегородец Павел Саичев посвятил большую часть своей жизни работе на железной дороге. Постепенно поезда стали и его увлечением — он начал создавать модели составов из обычных консервных банок. Теперь в огороде у мужчины красуется настоящая магистраль: вагоны ходят по рельсам и шумят почти как настоящие. NN.RU побывал в гостях у Павла Саичева и узнал, как из обычных банок и бутылок появляются локомотивы для его домашней железной дороги.
Подарок для дочери
Павел Саичев свыше 30 лет проработал на железной дороге: помощником машиниста, машинистом и составителем поездов. Интерес к моделированию у нижегородца появился еще в студенческие годы, когда он учился в железнодорожном училище.
— В 1981 году мы проходили практику в депо «Горький-Сортировочный». И увидел там модель тепловоза. Подумал, что тоже такой хочу сделать. Колеса мне выточили. Остальное сделал из жести, — вспоминает Павел.
Но продолжения увлечение не нашло — из мастерской вагон отправился пылиться на чердак. К моделированию Павел Саичев вернулся только после появления дочери. На день рождения нижегородец решил сделать ей подарок своими руками и собрал четырехвагонный дизель-поезд.
— Она еще удивлялась и спрашивала: «Когда ты успел его собрать?» А я делал тайком, пока она в школе была. Интересно ей, конечно, было — диковинка такая. Поезд уже и по кругу ходил. И так я начал собирать — сначала тепловоз большой, потом крытый вагон и пошло-поехало, — рассказал нижегородец.
Вагоны из подручных средств
Со временем в огороде у мужчины появилась собственная железная дорога. Ее рельсы проходят среди стволов яблонь, а стук миниатюрных колес перебивает кудахтанье кур. На макете всё устроено как на настоящей магистрали — стрелки для перевода направления, светофоры и мосты. Единственное отличие — размер, модели в 50 раз меньше настоящих вагонов.
Как признался Павел Саичев, раньше для создания моделей он покупал жесть. Сейчас найти подходящий материал не так просто, поэтому в ход идут подручные средства. Для вагонов использует консервные банки из-под сгущенки, для колес — горлышки от пластмассовых бутылок. А для создания обтекаемой формы модели «Сапсана» пришлось пустить в ход пять штук женских чулок. Что касается самой железной дороги, то рельсы построены из металлических карнизов.
Догадаться об этом секрете моделирования можно лишь посмотрев на внутреннюю сторону миниатюры: на некоторых элементах, собранных из банок, видны производственные надписи.
Для создания моделей вагонов нижегородец вдохновляется фильмами и личным опытом работы на железной дороге.
— Этот паровоз — из серии фильма «Трест, который лопнул». Тепловоз — из фильма «Вокзал для двоих». Помните, героиня Людмилы Гурченко с дынями сидит, а в кадре поезд? А вот этот вагон из фильма «Неуловимые мстители», — разъяснил мужчина.
Рассматривая детали поездов в кино, Павел готовит чертеж. Затем приступает к сборке блоков, сначала — кабина и другие отдельные элементы. Когда каждая деталь готова — состыковывает все части и наносит краску.
В коллекции Саичева уже есть различные модели дизель-поездов, тепловозов, паровоз, скоростной «Сапсан» и даже поезд-снегоуборщик, который чистит рельсы. Щетки убирают снег с путей и отправляют его на ленту транспортера, которая сделана из старой женской сумки.
Самый сложный и долгий процесс, по словам нижегородца, — изготовление тележек вагонов. Для их создания требуется большое количество мелких деталей и много времени.
— Уж очень много мелочи требуется: пружины, рессоры, тормозные колодки, тормозной цилиндр и прочее. А еще хуже покраска. Покрасил — и всё слиплось, ничего не видно, — сетует Павел Саичев.
Поезда для музея
Всего нижегородец создал около 50 вагонов. Часть из них находится на выставке в музее Горьковской железной дороги. Теперь Павел Саичев забирает модели поездов лишь для ремонта.
На этом нижегородец не планирует останавливаться, одна из его последующих задумок — построить на своей железной дороге сортировочную горку. К работе Павел Саичев обычно приступает зимой, когда появляется побольше свободного времени.
При этом далеко не все вагоны получаются сразу: то подшипник заклинит, то электроника сгорит, то что-то еще треснет. К таким моментам Павел относится по-философски и ищет, как устранить неполадку, чтобы потом создать более усовершенствованную модель.