«Онкология». Этот термин пугает каждого из нас. Кто-то пережил смерть друзей и близких, кто-то борется с раком сам. Одни находят у себя тревожные симптомы, другие решают стать донорами. На самом деле, рак успешно лечится не только за границей, но и в России, в Нижнем Новгороде. Именно поэтому NN.RU запускает «сериал» об онкологии и будет рассказывать вам о том, как ее лечат, о каких мифах давно пора забыть и куда обращаться за помощью в нашем городе.
Пилотный выпуск проекта мы открываем интервью с главным врачом Нижегородского областного онкодиспансера Сергеем Гамаюновым о том, как важно вовремя диагностировать заболевание.
Гамаюнов Сергей Викторович был назначен главным врачом Нижегородского областного клинического онкологического диспансера в январе 2020 года. До этого он работал в должности заведующего отделением лучевых и хирургических методов лечения заболеваний торакальной области медицинского радиологического медицинского центра им. А.Ф.Цыба в Обнинске и заместителем главного врача по вопросам хирургической помощи Республиканского клинического онкологического диспансера Чувашской Республики.
Он является кандидатом медицинских наук, соавтором более 100 научных работ, патентов и методических рекомендаций, экспертом и координатором научных программ Евразийской федерации онкологии.
Нижегородская область, по словам врача, по онкологическим заболеваниям не отличается от всего мира и России. В регионе распространены рак легкого, рак кишки, желудка и пищевода — как у мужчин, так и у женщин. Для женщин наиболее актуальные проблемы — рак молочной железы, рак шейки и тела матки. Для мужчин — рак предстательной железы.
— Сколько нижегородцев приходят в кабинет врача вовремя, на ранней стадии?
— Это очень интересный вопрос, что считать вовремя. С точки зрения официальной статистики, вовремя — значит, на ранних стадиях. На первой и второй. Этот показатель очень хорошо отслеживается, и мы с каждым годом стараемся увеличить число таких пациентов. На сегодняшний день их в нашем регионе больше 50%. В это время у нас есть очень хорошие шансы на удовлетворительные и даже хорошие результаты лечения.
Пациентов, которые приходят на поздних стадиях, остается чуть меньше 20%. Этот показатель достаточно большой, но мы стараемся сократить это число.
Но вот с точки зрения врача-онколога, вовремя — это когда пациент пришел до того, как опухоль вообще стала клинически значимой. При некоторых локализациях до того, как она стала злокачественной. Для этого нужно, чтобы пациент приходил к врачу тогда, когда он абсолютно здоровый, когда его ничего не беспокоит. Так что нужно проходить диспансеризацию, профилактические осмотры, ведь медики могут найти предопухолевые изменения. И тогда мы можем рассчитывать не просто на хороший исход, а на то, что мы сможем достичь его малой кровью, нетоксичными препаратами, небольшими операциями, без применения сложных дорогостоящих методик.
— Куда идти в первую очередь? Сразу в онкологический центр?
— Если у вас появились какие-то симптомы, жалобы, подозрения, то прежде всего нужно начать с обращения к участковому врачу. Он обязательно сориентируется, какой объем обследований нужно пройти именно вам. После этого будут приниматься конкретные решения. На сегодняшний день даже при подозрении на онкологическое заболевание необязательно ехать в наш диспансер. Так как идет активное развитие онкослужбы на местах. На сегодня такие центры уже открыты в Арзамасе, Павлове, Семенове, Дзержинске, на Бору. В ближайшее время открывается в Кстове. Там нижегородцы могут пройти углубленное обследование.
Безусловно, если нет каких-то возможностей в районной поликлинике, пациент всегда может обратиться в поликлинику онкологического диспансера. Мы либо пригласим его на обследование к себе, либо подскажем, где его можно пройти.
— В каждой ли поликлинике есть врачи-онкологи?
— Онкологи — дефицит даже в городских поликлиниках. Я уже не говорю о медицинских организациях в районах области. Тем не менее, если даже такого специалиста нет, то либо кто-то исполняет его функции по совместительству, либо население этих районов прикреплено к какой-то крупной медорганизации, где есть и онколог и разные методы обследования.
— Многие считают, что онкологию можно лечить если есть много денег. Хватает ли бюджетных квот?
— Онкологию можно вылечить тогда, когда пациент обратился на ранней стадии. Если он пришел к врачу с запущенной стадией или с той локализацией, которая крайне сложно поддается лечению, к сожалению, никакие финансовые средства здесь помочь уже не смогут. Даже очень состоятельные люди, которые могут позволить себе лечиться не только в любом учреждении нашей страны, но и в любой точке мира, не могут выздороветь, если пришли на поздней стадии. Еще раз повторюсь, главное — ранее выявление.
Что касается Нижегородской области, то сейчас практически нет проблем с бесплатной медицинской помощью. Государство выделяет достаточно средств и на хирургическое лечение, и на лучевую терапию, на лекарства. Все те препараты, которые утверждены и есть в Стандарте, пациенты получают бесплатно. Платно оказываются только те процедуры, которые не входят в ОМС. Но в нашей стране программа бесплатного оказания помощи — одна из самых широких в Европе. Если по каким-то причинам какой-то технологии нет в Нижегородской области, то у нас есть возможность бесплатно отправить этих пациентов в Федеральные центры. Взаимоотношения с ними у нас рабочие, даже теплые. Нет никаких организационных проблем.
У нас сейчас по программе модернизации год от года все больше высокотехнологичного оборудования. Так что необходимость уезжать куда-то для получения качественного лечения снижается.
В нашем центре уже существенно изменилось оборудование. Только в 2020 году на переоборудование было потрачено около 1,5 млрд рублей. Очень современные компьютерные томографы, аппараты самого последнего поколения для эндоскопической диагностики, морфологическая лаборатория. Причем это оборудование приходит не только к нам, но и в районы. Кстати, эта программа рассчитана до 2030 года. Так что мы будем оборудованы, как самая современная онкологическая служба на уровне европейских и международных стандартов.
— А есть специалисты, которые готовы работать на таком оборудовании?
— Это, наверно, самый сложный вопрос. Оборудование можно купить за полгода, год, а чтобы подготовить хорошего специалиста, нужно не менее восьми лет. Но мы этот вопрос решаем совместно с Минздравом и ПИМУ. И, зная программу переоснащения, мы уже заранее готовим специалистов. Чтобы к моменту поставки оборудования на нем уже работали профессионалы. Кстати, акцент делается на том, чтобы эти врачи поехали работать на места — в область. Конечно, учатся и наши врачи, они должны внедрять в нашем регионе все самые современные методы диагностики и лечения пациентов.
Напомним, что руководитель отделения гематологии Нижегородской областной детской больницы Ольга Плаксина стала лучшим детским онкологом в 2020 году. Ее кандидатуру в рамках премии «Мы будем жить» поддержали почти 8300 человек.