Безусловно, одна из главных новостей сегодняшнего дня в Нижнем Новгороде — это история, связанная с известным журналистом Александром Пичугиным, к которому нагрянули силовики из-за сообщения в его Telegram-канале. Сотрудники ФСБ посчитали его фейковым и опасным. Сейчас региональный СК официально прокомментировал происходящее, а сам журналист дал некоторые разъяснения по случившемуся.
Причиной визита силовиков к Александру стал пост в Telegram-канале «Сорокин хвост», который он анонимно вёл долгое время. В посте содержалась информация о том, что якобы инфицированные граждане нарочно ходят в общественные места, чтобы заразить как можно большее количество людей. Пост был удален на следующий день после публикации.
В Следственном комитете заявили, что по материалам нижегородского управления ФСБ возбуждено уголовное дело по статье 207.1 УК РФ «Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан». По мнению следствия, именно такую информацию содержал пост от 12 апреля в Telegram-канале Пичугина. Кроме того, там якобы были данные, «компрометирующие и дискредитирующие деятельность правоохранительных органов России».
Сейчас следователи собирают доказательства по этому делу.
Между тем, Александр Пичугин дал объяснение тому, какой именно смысл содержался в его посте на самом деле.
— Видимо, я сам всех приучил к тому, что всегда пишу гладко и обтекаемо. Точнее, писал. Ситуация изменилась — в мире, в стране, в моем собственном мировосприятии. Речь сейчас вовсе не о «кровавом режиме», ущемлении свободы слова и прочих расхожих штампах. Речь исключительно об авторской подаче текстов в той манере, которая может восприниматься или не восприниматься окружающими адекватно. В ситуации с якобы имевшим место «фейком о коронавирусе» кто-то посчитал мой текст «лажей», кто-то назвал его иронией, хоть и жесткой. Я не настаиваю ни на одной из трактовок, хотя по мне это были горький сарказм и аллегория на фоне безуспешных усилий власти уберечь людей от коронавируса, — написал журналист. — Либо мы признаем ситуацию с коронавирусом серьезной и не терпящей никаких исключений, либо все призывы властей к самоизоляции — не больше чем игра и пиар. Я придерживаюсь первой точки зрения, и поэтому меня сильнейшим образом задевает поведение некоторых «неприкасаемых» организаций, демонстративно игнорирующих угрозу эпидемии и потенциально большое число жертв. Считаю такое поведение девальвирующим все усилия властей, а значит — антигосударственным. Буду писать о таких случаях и дальше. Жестко. Аллегорично. Эмоционально. Возможно, не всем понятно. Ещё раз всем спасибо за поддержку!
Пресловутый пост был написан 12 апреля — в Вербное воскресенье. Якобы «заболевшие люди ходят в общественные места, чтобы заразить остальных». Возможно, смысл аллегории Александра Пичугина состоял в том, что нижегородцы посещали службы в храмах, которые на тот момент ещё не были закрыты. Многие верующие находились в одном закрытом месте достаточно долго, хоть и на дистанции.
NN.RU уже рассказывал, что Пичугин стал не первым нижегородцем, к которому пришли правоохранительные органы за публикации, связанные с коронавирусом: Андрею Касаткину нанесли визит за два комментария в соцсетях.
Напомним, Владимир Путин подписал закон об уголовной ответственности за фейки и нарушение карантина. Теперь за распространение недостоверной информации будет грозить реальный срок. Причем будут наказывать даже частных лиц. Если распространение ложной информации повлечет по неосторожности вред здоровью человека, то автору фейка будет грозить штраф от 700 тысяч до 1,5 миллиона рублей или даже лишение свободы на срок до трех лет. Если же в результате человек погиб, штраф будет до 2 миллионов рублей, а срок — до пяти лет.