Деревня мечты и марийские лапти. Рассказываем про школьный музей в Нижегородской области

Музей маленький, но очень уютный

Традиционный марийский плат с двусторонней вышивкой

Традиционный марийский плат с двусторонней вышивкой

Поделиться

Музей находится в местной школе. В роли нашего экскурсовода выступила учительница географии и биологии Татьяна Валерьевна Кузнецова. Она же — душа музея.

Поделиться

— Я родом из маленькой деревушки Марс. А основал ее мой дед, поэтому я, наверное, и заинтересовалась краеведением, — говорит педагог. — Первоначально семьи жили в Кочееве. Это была наполовину русская, наполовину марийская деревня. Марийцы здесь коренное население, русские приезжали из Яранского уезда. Деревня разрасталась. Это был советский период, 20-е годы. Жить стали лучше, люди работали, и каждый получал по труду.

Поделиться

Часть жителей решила отделиться в самостоятельную деревню.

— Это были семьи, в которых не ленились. Которые старались что-то сделать, что-то после себя оставить. Поэтому они решили создать деревню, в которой бы жили по-советски: работали от зари до зари и была бы деревня мечты. И вот они собрались, четыре брата: Андрей, Яков, Степан и Георгий — мой дедушка. Степан был тогда адвокатом в Вятке (Кирове). Он был очень хорошим специалистом, к нему ездили даже с Урала. А так как они были образованны, то зачитались — по одной из версий — книгой Толстого «Аэлита». И там говорилось про Марс...

Поделиться

Всего в Марс отселилось 15 самых работящих семей. Деревня считалась самой красивой.

— Там никогда не было традиционных заборов — из веточек сплетенных, — пояснила Татьяна Кузнецова. — Была штакетная изгородь по всей деревне. Дома все — в пять окон, самое малое — четыре окна. Дома большие, потому что и семьи были большие, и жили люди хорошо. 

Поделиться

Все работы местные жители выполняли сообща.

— Когда я была маленькая, даже еще не ходила в школу, я помню, как начинали вести сельскохозяйственные работы весной и осенью, — вспоминает педагог. — В колхозе давали выходной на посадку картошки. Начинали с первого дома и по всей деревне до конца проходили. Посадили всю картошку, сели, пообедали. За один день управились. Точно так же собирали. Сейчас каждый живет своим хозяйством, а раньше жили дружно. И дома строили все вместе, и поля расчистили все вместе. Родители валили деревья — лошадями загибали деревья и обрубали корни. Дети собирали ветки.

Сейчас в Марсе живут всего три человека — внуки первых поселенцев. Но люди в деревню постепенно возвращаются — в качестве дачников. Рядом есть родник и священная для язычников-марийцев роща.

Поделиться

— Почему деревня, где мы находимся сейчас, называется Черномуж?

— Мы знаем, что основные войска Ивана Грозного на Казань шли по югу Нижегородской области. Но поскольку с питанием были проблемы, часть войска взяла севернее и прошла по нашей территории. Проходя по лесам, они прорубали просеку — ратная тропа проходит недалеко от Черномужа. И марийцы, которые жили здесь, услышали шум от этого войска, вышли к воинам. А в деревне жили два рода — Симаков и Яшманов, они были смуглые. И поэтому, когда они пришли к войскам Ивана Грозного, воевода удивился цвету кожи и спросил: «Откуда вы?» Но они не понимали друг друга, а деревню назвали Черномуж — там, где живет черный муж.

Когда-то школьный музей хранил молот, найденный на ратной тропе. Но после пожара в 1991 году, когда здание школы сгорело, судьба его неизвестна. 

Вот эта летопись школы, которая ведется с 1899 года, во время пожара уцелела.

Поделиться

— Я тогда только пришла работать после института. Это было 11 апреля, солнечный день. Гореть начало после второго урока, с потолка — дети оставили на чердаке лупу, — рассказала учительница. — Что-то мы успели вытащить, что-то под окошко бросили...

К счастью, никто не пострадал, а новую школу отстроили очень быстро — всего за 2,5 года. Все это время занятия проводились в «приспособленных помещениях».

Активизация мыслительной деятельности учащихся развивает самостоятельное мышление

Активизация мыслительной деятельности учащихся развивает самостоятельное мышление

Поделиться

Вместе с учителями дети совершают этнографические походы по окрестным деревням — собирают экспонаты для музея. Так появился, например, ткацкий станок.

Поделиться

— Этот стан — на четыре педали, что не совсем характерно для этой местности, — отвечает педагог. — Нам смогли собрать его только на две педали, нет специалистов. Поэтому мы до сих пор не знаем, как называются некоторые его детали.

Поделиться

Есть у музее и несколько старинных рубах.

Поделиться

— Марийские женщины одевались в зависимости от природы, чтобы сохранить организм. Отсюда утолщенные на спине рубахи, чтобы не было остеохондроза, — демонстрирует Татьяна Кузнецова. — Также делали уплотнения на груди, плечах. 

Поделиться

Одежду украшали вышивкой из красных и черных нитей. Традиционная марийская вышивка — с двух сторон, гладкая. Чтобы вышивать по льну, нужен острый глаз: вышивая, мастерицы отсчитывали количество ниток и делали стежок.

Также, по словам преподавателя, у марийцев находили мониста с ракушками каури, которые с древности использовались в качестве монет.

Марийские лапти отличаются от русских. Последние более глубокие, а лапти марийцев — более открытые: местность болотистая, промокшая обувь должна быстро высыхать.

Практичные лапти для болотистой местности выглядят так

Практичные лапти для болотистой местности выглядят так

Поделиться

Также читайте наш материал про путешествие нижегородских ученых в храм Марены и Велеса.

Текст и фото: Светлана Попова

У нас есть свои каналы в мессенджерах Viber и Telegram. Читайте новости, где удобно! Наслаждайтесь красивыми фотографиями Нижнего Новгорода в нашем Instagram.

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter