Сегодня Нижний Новгород присоединился к волне всероссийских забастовок таксистов против политики приложений-агрегаторов, которые, по их мнению, мешают им нормально работать. По всей стране пикеты проходили с третьего по шестое декабря, но наши таксисты подключились только сейчас. И, нужно сказать, в достаточно скромном количестве: на забастовку пришли всего около 30 частных перевозчиков. Накануне они публиковали открытое письмо, в котором перечисляли свои требования.
На пикете побывали и наши корреспонденты, пообщавшиеся с таксистами и узнавшие, против чего они выступают. Как рассказал нам один из организаторов пикета Юрий Пухарев, мероприятие было проведено при участии Нижегородской общественной ассоциации водителей такси:
— Мы создали эту некоммерческую организацию для того, чтобы выразить мнение водителей, сформировать это в обращение к агрегаторам, и чтобы можно было начать диалог, а не стучаться и вести одностороннее общение. Мы уже и с коллективным письмом в таксопарк обращались, не было качественной обратной связи, есть только отписки, которые не приводят к конструктиву. Нужно уметь общаться и приходить к договорённостям, чтобы люди, которые выполняют услугу, также могли нормально жить и работать. Это плюс и для водителей, и для пассажиров. После нашего собрания мы сформируем предложение для Общественного российского совета и будем пытаться наладить диалог, — говорит таксист.
Как утверждают активисты, агрегаторы не только портят жизнь им, но в конечном счёте вредят и пассажирам, так как их работа сейчас практически ничем не регламентируется:
— Что такое агрегатор? Это просто название, которое все придумали. Но какому закону подчиняется агрегатор, нигде не прописано. Деятельность такси на данный момент регулируется 69-м федеральным законом, но все агрегаторы подчиняются закону «Об информации». Да, они чётко выполняют закон об информации, но пока работа агрегаторов не будет внесена в закон «О такси», пока не будет чётко прописана ответственность агрегаторов перед водителями и пассажирами, этот беспредел будет продолжаться, — жалуется таксист Игорь Рыбников
Но больше всего остального нижегородских водителей такси возмущает ценовая политика компаний, владеющих приложениями. По их словам, до четверти денег с одного заказа достаётся им, а тем, что достаётся таксисту, практически не хватает ни на содержание семьи, ни на содержание автомобиля:
— Мы возьмём среднюю поездку, которую агрегатор гарантирует в размере 160 рублей. Из чего складывается стоимость, то есть остатки на заработную плату? В районе 20% забирают агрегатор и таксопарк. 4 рубля с километра уходят на бензин. Я, как индивидуальный предприниматель, должен отдать 3,5% налогов. Это, соответственно, ещё затраты. Свой автомобиль я должен каждый день мыть. Средняя стоимость мойки составляет 350–400 рублей на автомобиль среднего класса. Если брать трудозатраты водителя, то он может выполнять 2,2 заказа в час. При 8-часовом рабочем дне это составляет 17–20 заказов в день. Соответственно, 20 рублей с заказа уходит на мойку и амортизацию автомобиля. Средняя цена на автомобиль класса «Комфорт» составляет 800 тысяч рублей. Я, как бизнес-партнёр, должен обновлять свой автомобиль раз в три года. Но сейчас, на данный момент, это не получается. В среднем с одной поездки я получаю 20–25%, остальные 75% уходят на другие затраты, — говорит Игорь.
Стоит отметить, что сами таксисты свою утреннюю забастовку не называют пикетом. По их мнению, это просто необходимый шаг для того, чтобы быть услышанными, а компании-агрегаторы пошли им навстречу и выслушали их:
— Водитель зарабатывает всё меньше и меньше, потому что стоимость услуги уменьшается. Это плюс для пассажиров, конечно же, но нужно понимать, чтобы пассажира везли качественно, нужно, чтобы и водители зарабатывали. На сегодняшний день ситуация очень плачевная, хотя тут не столько забастовка, сколько попытка и желание прийти к диалогу, — утверждает Юрий Пухарев.
Тем временем, по результатам опроса, который мы проводили накануне, нижегородских пассажиров всё более, чем устраивает. А вот самих таксистов, увы, проголосовало не так и много:
Текст: Александр Токарев
Фото: Наталья Бурухина
Хотите обсудить материал? Может быть, вы сами работаете в такси? Подписывайтесь также на нашу группу «ВКонтакте» и вступайте в обсуждение, нам важно мнение каждого подписчика!