Жителям Воротынского и Спасского районов в Нижегородской области приходится начинать каждый день с порции утреннего «дзена», который заключается в «релаксирующих» поездках по живописной речке Урге. Вместо чашки кофе и завтрака жители поселков тащат лодки, на которых переправляются на соседний берег из-за отсутствия моста: обрушение переправы в сентябре 2022 года отрезало друг от друга два крупных муниципалитета. Сохранять сообщение между берегами помогают лишь резиновые лодки, которые, к слову, есть не у всех.
Всё это серьезно отравляет жизнь местным, поскольку они лишены возможности нормально отправлять детей в школу, ездить в больницу и на работу. Некоторые поставщики продуктов даже отказались возить товар в магазины, поскольку предприниматели не хотят делать крюк в несколько десятков километров. Корреспонденты NN.RU побывали у разрушенного моста, пообщались с местными жителями и даже опробовали на себе все тяготы лодочной переправы.
Зимой — по льду, летом — на лодке
Мы приехали в село Покров-Майдан в 7 часов утра, а от Нижнего этот путь не близок — порядка двух с половиной часов в дороге. На обоих берегах уже были люди, каждому из которых требовалось попасть в соседний район по своим делам. Жительница Покров-Майдана Анастасия (имя изменено. — Прим. ред.) рассказала нам, что мужчины переправляются на работу приблизительно в 07:15, а уже в 8 утра матери на лодках провожают в школы своих детей. Анастасия говорит, что так было не всегда и раньше у местных, как и у всех цивилизованных людей, был мост. Но потом стартовало строительство федеральной трассы М-12 и по переправе через Ургу начали ездить большегрузы с песком. Прочности моста хватило ненадолго и в сентябре минувшего года он частично обрушился. В целях безопасности движение на этом участке полностью ограничили: машины ездить по переправе уже не могли, а вот пешеходы еще добирались до соседнего района своим ходом.
Власти решили восстановить мост: по заверению чиновников, они нашли подрядчика и в настоящее время готовят проектную документацию. Сдать восстановленный объект обещают в 2024 году. Но, как говорится, есть один нюанс: на время работ никакой временной переправы жителям не предоставили. Остатки моста, по которому еще кое-как перебирались жители Покров-Майдана и Красного Ватраса, демонтировали и нижегородцы оказались в бедственном положении.
По словам Анастасии, зимой была возможность пересечь реку по льду, а вот с наступлением тепла пришлось идти на хитрость и закупать лодки.
— Снесли остатки моста в начале марта. Когда его полностью убрали и еще был лед, мы ходили по нему. Потом он начал таять, было опасно, рисковали, но всё равно я еще сына провожала так. Затем какое-то время мы вообще пробраться не могли, наверное, недели две сын у меня не учился. Людей таких достаточно, потому что из Спасского района очень многие к нам ездят работать, и они точно также перебираются. Помочь нам никто так и не смог, и приходится добираться своими силами, хоть и очень тяжело, конечно, каждое утро. Нужно ведь эту лодку принести, сына проводить, встретить, да и опасно всё это вообще. Сначала мы в половодье перебирались, была река очень широкая, это она только сейчас вошла в русло, — говорит женщина.
Сын Анастасии учится в 11-м классе школы поселка Красный Ватрас, который находится на противоположном берегу. Старшекласснику на время решения проблем с переправой предложили перевестись в школу при Воротынце, но семейство от этой затеи отказалось. Подростку нужно готовиться к выпускным экзаменам, и все его силы сейчас направлены на это, да и к тому же друзья ребенка тоже учатся в красноватрасской школе.
Аналогичная ситуация и в семье другой жительницы Покров-Майдана Оксаны, только ее дочь, как и вся школа Красного Ватраса в целом, по словам женщины, рискует остаться на второй год. Из-за обрушения моста руководство учебного учреждения решило перевести школьников на дистант, однако экзамены и тестирования детям придется сдавать уже в очном режиме.
— Дочь моя учится в 8-м классе. В школу не ходим, потому что никак не переправишься, а у нас ВПР, все их мы уже пропустили. Готовиться никак не удается, она на дистанционке сидит, а сдавать-то их в итоге только очно можно. Или на второй год оставят, или еще чего будет, я не знаю. Пока моста нет, ничего она не сдаст. Всех школьников перевели на дистант, но сдавать в таком формате ничего нельзя, а школа сама ничего не предлагает. У нас получится по меньшей мере целый класс тех, кто не сдаст, — говорит Оксана, подчеркивая, что с такой подготовкой на второй год вообще могут оставить целую школу.
Трудности коснулись и сына нижегородки. Молодой человек учится в Спасском районе на тракториста, но студентов, как и школьников, отправили на дистант. У парня идет практика, однако он еще ни разу не сидел за рулем. В разговоре с нами дочь Оксаны пожаловалась, что учиться удаленно ей очень тяжело — страшно не сдать экзамены, а еще ощущаются нехватка знаний и тоска по друзьям.
— Я очень скучаю по одноклассникам, да и учиться дома очень сложно. Сложнее, чем в школе. Все друзья у меня из Спасского и Ватраса, а в Воротынце я особо ни с кем не общаюсь, — делится девочка.
Объезд в десятки километров и риск попасть в ДТП
Конечно, можно сказать, что местные не отрезаны от «большой земли», ведь существует альтернатива — объезд. Но при этом варианте дорога до работы занимает вдвое, а порой втрое больше времени. Житель Воротынского района Александр рассказал, что ему с семьей добираться на лодке неудобно и опасно. Говорит, много вещей и документов, которые попросту не влезут в маленькое суденышко. В связи с этим ежедневно Александру с семьей приходится кататься в объезд.
— Раньше километраж составлял порядка 23 км в одну сторону, а сейчас он составляет около 60 км в одну сторону. Путь существенно увеличился, конечно. С местными властями общались, но я думаю, что здесь разговор должен состояться на уровне выше. Обращения к федералам были, как можете заметить, какие-то работы уже начались, наверное, даже проектная документация уже готова и подрядчик выбран, есть объявления и вывески, что приступили к работе. Но временного-то решения пока никакого не предоставили, — делится местный житель.
Александр не знает, что опаснее: ехать на маленькой лодке, минуя штыки и арматуру в воде, или выезжать на федеральную трассу с интенсивным движением, каждый раз рискуя попасть в ДТП.
Мы и сами попробовали проехать туда-обратно на резиновой лодке. Помочь в этом нам согласился Сергей, охотник из Воротынского района. Мужчина рассказал, что лодку покупал для себя, но теперь приходится использовать ее для переправы, в том числе и других жителей. По его словам, нередко звонят люди и просят помочь им попасть на другой берег. Сергей всегда старается относиться по-человечески и не отказывает.
— Я работаю в Сергаче, приходится переплавляться здесь на лодке. Если вкруговую ехать, то там надо 127 км преодолеть, а тут напрямую 60 км, то есть как раз половина. Я вроде как с лодкой нормально обращаюсь, ничего не тонуло. Родственникам особо никуда не надо, но другие местные часто просят. Вот вчера, например, в девять вечера мне позвонили с Сергача знакомые и попросили переправить. Вопросов нет, помог. В Сергаче у меня еще жилище есть, мы и там живем. А так 15 на 15 работаю, вот и приходится то там, то тут жить. Приезжаю сюда уже затемно, еще и на лодке ехать, а тут штыри торчат от моста, — говорит Сергей.
Нередко жители проезжают часть пути на машине, чтобы найти наиболее удобное место для спуска лодки. Ведь если переплавляться прямо в районе обрушившегося моста, то есть большой риск напороться суденышком на железные штыри, которые остались от опоры переправы. Вот и нас Сергей решил переправить более безопасным способом и отвез подальше от обломков железа, торчащих прямо из речки. Вроде бы на лодке мы перебирались всего пять минут, однако на подготовку к этому процессу времени уходит куда больше. В качестве разового мероприятия можно даже успеть насладиться красотами местной природы, но если совершать такой ритуал ежедневно перед работой, то уже не до созерцания.
— А вам вплавь надо было, а мы б вас спасали, — шутят встретившие нас на берегу нижегородцы.
«Если и он рухнет, я не знаю, как мы вообще жить-то будем»
Местные жители прямо говорят, что их районы очень зависят друг от друга. Например, в Спасском не хватает врачей и многим специалистам приходится ездить на работу на соседний берег. Аналогичная ситуация наблюдается и в Воротынце: людям нередко нужно ехать в Спасское ради рентгена или прохождения других медпроцедур.
Отсутствие моста затронуло почти все сферы жизни живущих на противоположных берегах нижегородцев. Так, некоторые поставщики отказались возить продукты в районы, поскольку это стало попросту невыгодно. Анастасия отметила, что жителям Покров-Майдана очень нравился лысковский хлеб, он всегда был вкусным и свежим. Но из-за ситуации с переправой предприниматели решили приостановить поставки. Аналогичная ситуация наблюдается и с компаниями, завозившими продовольствие из Чебоксар. Жители не жалуются, говорят, продукты есть, да и много ли нужно для жизни. Однако сам факт того, что некоторые перестали сотрудничать с муниципалитетами, есть. Кроме того, в Воротынском районе также находится продуктовая база и банки, обслуживающие жителей Спасского района.
Один из местных фермеров рассказал нам, что решил заняться сельским хозяйством и приобрел 150 га земли под Воротынцем. Он привел землю в порядок и начал готовиться к посадкам, но внезапно мост рухнул, а вместе с ним и надежды земледельца. Техника осталась на одном берегу, а земельный участок — на другом.
— А как туда проедешь? Через Порецкое, что ли, ехать? Только разработал, сейчас опять зарастет всё березами. Никак теперь мы не ездим, всё, наездились. Поля опять будут зарастать. Что тут говорить-то? — негодует аграрий.
Причем областное Министерство сельского хозяйства, как отмечает мужчина, ситуацию комментировать не стало: говорят, не их компетенция.
— Мы друг друга снабжаем, рабочие переезжают, у нас эта дорога была живой. Почему так произошло? Эта причина естественная — дорожники и наша администрация. Потому что пускали большегрузы китайцев 70-тонные, которые возили по мосту песок, — говорит другой житель Спасского района.
Нижегородцы особо обратили наше внимание на то, что грузовики с зоны строительства М-12 продолжают ездить, но теперь по другим районным мостам, которые в скором времени тоже могут прийти в негодность.
Напомним, региональная прокуратура еще в прошлом году обратила внимание на два моста в Спасском районе — через реки Ватраску и Черную. Первый находится на 32-м км автодороги Спасское — Варганы. У него частично разрушилась продольная плита на опорах, а также разошелся соединительный шов. Вторая переправа расположена на 32-м км автодороги Воротынец — Спасское — Сергач, там частично разрушились поперечные плиты основания дорожного полотна. По требованию инспекторов большегрузам запретили ездить по указанным мостам. Тогда даже анонсировались рейды по выявлению нарушителей. Однако, как подчеркивают местные жители, водителям грузовиков закон не писан и их поездки по аварийным переправам продолжаются.
— У нас в сторону Сергача первый мост, как выезжаешь из Спасского, был аварийный, а сейчас по нему ездить продолжают, причем потоками. Я лично обращался к заму по строительству, а он нам ответил, мол, я-то чего могу сделать, это Москва. А при чём тут Москва-то? Москва там, а мы-то здесь, это вообще несовместимо. Всем побоку. Через Варганы тоже мост аварийный, если и он рухнет, я не знаю, как мы вообще жить-то будем, — переживают жители.
Жительница Спасского района Людмила поделилась, что лично ей никуда ездить не нужно: она на пенсии. Но вот маме женщины 85 лет, по состоянию здоровья ей регулярно нужно проходить различные обследования и медицинские процедуры. Однако перевозить пожилого человека в таких условиях становится настоящей пыткой как для родственников, так и для самой пациентки.
— Если мы ее возили, то проезжали здесь 18 км каждый день. А в связи с тем что ей 85 лет, мы с утра ее возьмем хорошую из дома, а провезем через такие километражи никакую уже. Везде, где строят мосты, всегда делают какой-то побочный мост, нельзя же без сообщения оставлять районы. Это безобразие какое-то! Нам, конечно, хочется хороший мост, но, пока его будут строить, пусть нам сделают хоть какую-то переправу, — негодует пенсионерка.
Среди недовольных ситуацией жителей также присутствовал тренер-преподаватель по плаванию Дмитрий Гаранин из Спасского района. По словам мужчины, после обрушения моста в спортсекции почти наполовину произошел отток воспитанников.
— До обрушения моста у нас ближайшее место тренировок было — это воротынский ФОК «Волга». После того как мост разрушился, нам приходится ездить в объезд через Варганы. Поездка в один конец обходится в 68 км, сами представляете, что это такое, почти 140 км туда-обратно. Тренировки у меня сбились, приходится выезжать намного раньше и возвращаться намного позже, соответственно. Дети уроки учат в районе 9–10 часов вечера, и, естественно, они начинают уставать, снижается успеваемость. Родителям это не нравится, и они просто перестают приводить их на занятия, — отмечает педагог.
К тому же Дмитрий и сам ведет активный образ жизни. Только вот из-за поздних возвращений позаниматься спортом для себя педагог уже не успевает — обрушившийся мост заставил делать выбор там, где не планировалось.
Так как мост разделяет границу районов, местные жители до сих пор не знают, кто вообще ответственен за его содержание и ремонт.
— Мост нейтральный и ничейный, кто им занимается, мы до сих пор не знаем, так как он находится на границе наших районов. Это как в кинофильме «Королева бензоколонки», там был с одной стороны борщ, с другой — лопата, вот у нас так же, — подметил Дмитрий.
Просьбы жителей просты: продумать временное решение на период восстановления основной переправы. Нижегородцы готовы на любой вариант: будь то простая насыпь или переброшенный через реку деревянный мостик, либо полноценная понтонная переправа.
Мы обратились в администрацию Воротынского района с вопросами о том, будут ли предприняты какие-то действия в этом направлении. В ответ нам сообщили, что просто перебрасывать доски — это опасно, да и неофициально сделать это не представляется возможным. По словам замглавы местной администрации Олега Коннова, проектная документация по восстановлению полноценной переправы уже готовится. Однако на вопрос о том, планируется ли какое-то временное решение на время строительства, Коннов сказал, что лично об этом ничего не слышал, как и об обращениях, которые местные жители пачками направляли в администрацию.
— Пусть жители пишут, а мы можем перенаправить в Минтранс, чтобы рассмотрели такую возможность о выделении понтонного моста на время летнего периода, но полномочия это не наши. Надо поднять их письма и посмотреть ответы, я не помню, чтобы нас о каких-то временных мероприятиях просили, пусть продублируют, мы перенаправим и получим ответ, — сказал Олег Коннов.
При этом жители как Воротынского, так и Спасского районов в беседе с нами неоднократно упоминали, что направляли обращения и письма в администрацию с просьбой устроить временную переправу. Анастасия сказала, что ей на такое обращение ответили и даже пообещали помочь и разобраться в ситуации. Людмила в свою очередь добавила, что целый блок подписей собирал и местный Союз матерей. Но, вероятно, обращения нижегородцев попросту затерялись — ведь не может быть иначе?
NN.RU также направил запрос в региональный Минтранс, чтобы узнать, будет ли рассматриваться возможность создания для жителей временного, но безопасного моста. А пока нижегородцев всё так же ждут два берега: один с торчащими из воды штыками и резиновыми лодками, другой — с многокилометровыми объездами по федеральной трассе.