У меня давно зрела идея прокатиться по так называемому Большому кругу (ну, это я придумала маршрут и условно так его назвала): Нижний Новгород — Воротынец — Лысая Гора — паром — Васильсурск (с ночевкой на берегу Суры) — Козьмодемьянск — снова паром — Озерки — Юрино (заезд в замок Шереметьева) — Владимирское (с посещением озера Светлояр) — Нижний Новгород. И чтобы на все про все два дня, а лучше — три.
В итоге полностью его осуществить за один раз не удалось, почему — расскажу после. А пока все по порядку.
Про трассу Казанку рассказать особенно нечего, кроме того, что она красивая, с многочисленными подъемами, пробками и достаточно опасными местами, типа Шавской долины (в народе — Долина смерти). Проехали 150 км до Воротынца за два часа.
В Воротынце обязателен к посещению рыбный рынок на автостанции. Там копченые лещи, сомы и все такое. По случаю пандемии — мы осуществили наше путешествие в начале мая — на рынке стояли только два продавца, но и этого было достаточно.
Если не закупиться продуктами в Нижнем, то Воротынец — последний шанс на «Магнит» и «Пятерочку» в ближайшие сутки. Недалеко от станции есть и то и другое. Покупаем яйца, молоко, овощи, вкусняшки. У нас в машине есть газовая горелка и термосумка для хранения продуктов, так что полевое питание максимально приближено к домашней стряпне.
Воротынский район — моя малая родина по маме. Мы приехали рано, так что успели до вечернего парома прокатиться на кладбище, навестить деда с бабушкой. И все равно прибыли на берег за час до отправления. Чего ничуть не жаль, так как с берега на Лысой Горе открывается просто голову сносящий вид на Васильсурск.
Васильсурск — место, про которое мне до последнего не хотелось писать, настолько много он для меня значит. Да, я боюсь, что туда начнут приезжать люди, строить за высокими заборами фешенебельные дачи и потеряется вот эта неуловимая романтика старой деревни. С другой стороны — ну как о нем не рассказать?.. Надеюсь, что мои опасения напрасны — добираться до Васильсурска вне сезона, когда не работает паром, — адский геморрой. По сути, весной и осенью он просто отрезан от большой земли. Точнее, еще есть какая-то дорога со стороны Чебоксар, по которой крюк, если двигаться из Нижнего, составит свыше 200 километров. Но ее даже местные всерьез не рассматривают.
Так что верю, что Василь останется таким как есть: тихим, малолюдным, замершим в пространстве на высоком холме между двух огромных рек.
Маленькая историческая справка: до взятия Казани Василь-град был пограничным городом русских земель и стратегически важной, из-за удобного расположения на слиянии Суры и Волги, точкой. Позднее сюда приезжали работать художники Иван Шишкин и Исаак Левитан (при написании этой статьи наткнулась на интересную информацию: у Левитана в Василе случилась жесткая депрессия, что хорошо видно в его произведениях, написанных во время разлива Суры).
Здесь отдыхал с семьей Максим Горький. Постепенно город мельчал, и в наше время это — поселок в Воротынском районе, куда едут дачники да рыбаки.
Вернемся на паром. Под шум двигателя он везет нас все ближе к противоположному берегу.
Я рассматриваю склон, в очертаниях которого ребенком видела лицо смеющегося старца. Сейчас многое уже не так. Я рассказываю, как на откосе стояли дома, от которых сейчас остались только мои воспоминания да обильно цветущие вишневые деревья.
— Так сейчас Васильсурск-то где?
— Так вот же он, перед нами. Видишь, во-он там высоко крыши проглядывают? И водонапорная башня?
Для начала едем посмотреть на знаменитую смотровую площадку «Шишкин мыс». Ориентир — густые заросли сосенок, их хорошо видно с воды. Вид оттуда открывается офигенный… Просто посмотрите фото.
Устроили там пикник и поехали ночевать на пристань — солнце уже садилось. На пристани есть небольшая парковка и удобный съезд к воде. Есть где поставить палатку, но сегодня предпочитаем спать в машине — портится погода, да и как-то людно здесь (постоянно снуют рыбаки).
Утро встретило моросящим дождиком. Завтрак, бутерброды и чай в дорогу, и вот мы уже спрашиваем местных, как пройти на смотровую площадку «Швейцария». Я помню, что она где-то рядом с закрывшимся домом отдыха.
Отсюда открывается вид на цепь островов. Очень красиво.
Следующее место, которое я очень хочу показать, — священная марийская роща Цепельская (Цепель — древний марийский город, находился на месте Васильсурска) и Супротивный ключ. Супротивный — потому что вроде как вода течет не из-под горы, а в гору. Но лично я визуально ничего такого не заметила.
Это место с очень-очень чистой водой. В былые времена в роще язычники-марийцы совершали свои обряды (впрочем, в интернете пишут, что это происходит и до сих пор), сейчас тут есть православная купель. Что ничуть не делает место хуже.
Купель очень приятная — тут большое окно и хорошо видно, куда ты собираешься нырнуть, — вода чистая-чистая. Я обожаю везде полоскаться, так что немного разбираюсь в местах. Такую же чистую купель видела только на источнике Никола-Ключ под Городцом.
Кстати, это место нас очень напугало пять лет назад, когда я была тут в первый раз. Мы с другом набрали воды и стояли болтали, как за закрытой дверью купели вдруг что-то громко упало, хотя падать там было просто нечему. Мы сообразили, что пора и честь знать, и, подхватив канистры, шустро понеслись вверх по крутой тропинке. В этот раз все было спокойно.
После рощи взяли курс на Козьмодемьянск. Кто не знает — это прототип Нью-Васюков из произведения Ильфа — Петрова. Судя по граффити около парома и наличию музея Остапа Бендера, местные эту легенду с энтузиазмом поддерживают.
Дорога по Марий Эл понравилась безумно: просторы, поля (обработанные, а не зарастающие бурьяном, как у нас), деревушки со смешными названиями. Как в какой-то другой стране. Похожей, но другой.
В Козьмодемьянске решили не останавливаться и оставить его на другой раз. Я очень хотела в местный музей зодчества под открытым небом, но он по случаю режима самоизоляции был закрыт. С тоской проводила взглядом несколько красивых храмов. Надо обязательно вернуться и хорошенько тут погулять.
Приехали на берег. Ровный длинный песчаный берег. Сгустились тучи, и было очень красиво: темно-синее небо, темно-синяя вода. По реке идут огромные корабли и катера на воздушной подушке. Запомню пока Нью-Васюки такими.
Пока фотографировались на берегу — ушел паром. По идее, он должен ходить с интервалом около 20 минут, но случился обеденный перерыв. В итоге час проторчали в очереди. Начался сильный дождь.
На паромах я не отсиживаюсь в машине, а радостно бегаю от борта к борту с фотоаппаратом. Вода со всех сторон, ветер, чайки, крутые берега Волги в тумане напоминают величественные фьорды с картинок. Очень круто.
На противоположном берегу уже через 500 метров тормозим, ведь вдоль дороги озера и болота с лебедями, тьмой непуганых уток и еще какими-то птицами, названия которых я даже не знаю. Фотографируем, само собой.
Дальше много-много километров леса и дождя. Машин здесь мало (заправок, кстати, тоже, имейте в виду), дороги в меру убитые, ехать под неспешный разговор хорошо.
Хотели сделать небольшой крюк и заехать в Юрино, посмотреть, как там Шереметьевский замок. Но встали в придорожной беседке пожарить яичницу, промокли, замерзли и решили ехать сразу домой. Сил на ещё одну ночевку в пути уже не было, и места для впечатлений в голове тоже не осталось. К тому же замок на тот момент был закрыт из-за ситуации с коронавирусом.
Пролетели Воскресенск, Владимирское (Светлояр, извини, в другой раз). Следующая остановка была уже только на Боковой — размять ноги и купить дико вкусных сочней и протертой черники в придорожном кафе (берите на заметку, я много лет там харчуюсь и люто рекомендую. Нет, они мне не платят).
Еще пара часов — и мы дома.
Вот такое вышло путешествие. Пишу, и уже хочется его повторить.