Город репортаж Берег мертвецов. Как подъем воды на Нижегородской ГЭС размыл древнее кладбище и продолжает уничтожать село Покров-Валы

Берег мертвецов. Как подъем воды на Нижегородской ГЭС размыл древнее кладбище и продолжает уничтожать село Покров-Валы

Люди живут на берегу, покрытом человеческими костями, и ждут, когда до них доберется вода

Весь берег водохранилища покрыт костями

О маленьком селе Покров-Валы на берегу Горьковского водохранилища известно мало. В удаленном от цивилизации месте на постоянной основе сейчас живет только несколько пенсионеров. Они отапливают деревянные дома дровами. Воду берут из скважин, что пробурили сами. Продовольствие закупают раз в неделю. Строго по вторникам к ним приезжает машина с продуктами. И постепенно Нижегородская ГЭС утаскивает берег и стоящее на нём село в воду.

Вода, которую поднимает ГЭС, постоянно подмывает берег

Из-за подъема уровня воды в «Горе-море», как его привыкли называть нижегородцы, в селе начал осыпаться берег. Обвал обнажил множество останков местных жителей прошлых эпох.

Разбираться с костями почивших поселенцев приходится живым.

«Нас смывает потихоньку»


Зимовать в Покров-Валах в этом году останутся всего пять человек. Другое немногочисленное население, дачники, покинули село с наступлением первых холодов. Все оставшиеся — пенсионеры, ведущие скромное хозяйство. Но все — приезжие. Старожилов, чьи родители росли здесь, не осталось.

— Нас смывает потихоньку. Там раньше, где обрыв, еще дома были. Мы купили дом 21 год назад, но живем постоянно только 12 лет. Старожилов тут больше нет. Учительница — наша соседка, тоже приезжая. Последние вот Сидоровы оставались. Но все уже умерли, — рассказывает местный житель Виктор Сусанов.

Виктор переехал в село с женой после выхода на пенсию

Раньше в селе была Покровская церковь с кладбищем при ней. Своих воспоминаний о храме у мужчины нет. Знает он только, что храм снесли после революции.

— Церковь эту взорвали. При коммунистах. Тогда как было: что смогли, то отстояли. Что не смогли — вот, снесли. При церкви этой была школа-интернат. Сосед пять лет назад там, где кладбище было, сам поставил часовенку. Кладбище древнее. На нём, когда мы приехали, уже не было крестов. Всё заросло. Одни ямы да провалы.

По другим данным, церковь была утрачена при образовании водохранилища в конце 1950-х годов.

Прошлое поднялось на поверхность

Старое кладбище не перенесли на новое место

Село Покров-Валы появилось в начале XIX века на берегу реки Ломня, неподалеку от судоходной Волги в Макарьевском уезде Костромской губернии. Церковь построили в 1805 году на деньги прихожан. Вокруг нее была каменная ограда, внутри нее — кладбище. Село и сама церковь были далеко не бедными.

В пользовании церкви была 41 десятина земли — пахотной и сенокосной. Прихожан насчитывалось более двух тысяч. Из них 1047 мужчин и 1121 женщина. Среди них, согласно справке, не числилось ни раскольников, ни сектантов. При церкви работала школа. Прихожане по большей части зарабатывали себе на жизнь сельским хозяйством. Другие по весне сплавляли по реке древесину.

Фундамент церкви возвышается над обрывом

Сейчас от церкви остались только части фундамента, груды кирпичей и валунов. Размытый берег, где стоял храм, показывает всё, что скрыто внутри. Кладбище постепенно выбирается из-под почвы. Перемещать захоронения из села Покров-Валы после уничтожения храма никто не стал, поэтому каждый раз, когда ГЭС поднимает воду, с берега смывается слой земли, и с ним медленно выползают в «Горе-море» кости прошлых поселенцев.

«Батюшка дал добро»


Странные отверстия, покрывающие весь склон высокого берега, на первый взгляд напоминают птичьи гнезда. В действительности же это следы, остающиеся в размоченной глине, когда из нее выползают наружу крупные фрагменты останков.

Человеческие кости, маленькие, большие, ломаные и целые, покрывают линию песка у кромки воды. Останков огромное количество. Они смешаны с мусором и обломками фундамента старой церкви.

Купание на этой части берега запрещено. На дереве у спуска в воду висит крупный предупреждающий знак. Часть костей пока лежит под землей, но прилив с ГЭС обнажает старое кладбище всё сильнее. Из глиняного отвеса выглядывают фрагменты одежды, ребра, позвонки.

Отверстия в отвесном берегу, похожие на гнезда птиц, появляются, когда кости выскальзывают наружу

Виктор Сусанов собирает древние кости по мешкам. Останки закапывает у камней от церковного фундамента.

— Всё рушится. Кости вымывает. Мы с односельчанами их собираем в мешки и закапываем. Обращались к местному батюшке из церкви неподалеку. Он добро дал. Говорит, просто складывайте в яму аккуратно и землей сверху, — говорит Виктор Сусанов.

«За лето тут от трех до пяти метров земли смывает»


По словам Виктора Сусанова, вокруг села прекрасная природа. Раньше Виктор работал на Горьковском автозаводе, а потом решил вместе с женой уехать подальше из города и завести маленькое хозяйство.

Виктор держит скот и пару собак для охраны

— Внуки и правнуки бывают у нас. Но мы с супругой в основном одни. У нас скотинка своя. Я вон машинки чиню-стучу. Жить тут хорошо. Красота! Лес рядом. Грибы — пожалуйста. Рыба есть. Охота хорошая. Автолавка нам еду привозит хорошую. Если что нужно, я сам до ближайших деревень добираюсь, чтобы купить. Но место наше — медвежий угол. Тут раньше дорогу не чистили. Но я своему товарищу позвонил. Быстро решили. Связь сосед помог провести. А вот дикие животные в село регулярно захаживают, — говорит сельчанин.

В это село теперь стали часто заезжать незнакомые люди. С корыстными интересами. Земля на кладбище изрезана маленькими квадратами. По словам Виктора, в их тихое место регулярно заглядывают «черные копатели».

«Черные копатели» облюбовали берег

— Постоянно приезжают к нам люди с металлоискателями. Ищут монеты, украшения. Копают, паразиты. Иногда находят что-то, — делится мужчина.

Но главной проблемой для жителей села до сих пор является подъем ГЭС. Вода со станции за годы утащила за собой не один дом. И с каждым годом она всё ближе подбирается к оставшимся строениям.

— У моего соседа, Саши Обоимова, дом смыло. Года за два. Он стоял у берега. Сначала сарай поплыл, потом и сам дом. Саша умер уже. Люди раньше жили около церкви. Все дома смыло. Порой уровень воды на ГЭС снижают. Тогда от обрыва до воды сто метров пешком пройти можно. Кости — это, конечно, неприятно. Но хуже всего, что смывает. За лето тут, бывает, от трех до пяти метров смывает земли. Должны были берега укреплять. Мы обращались по этому вопросу и к властям, и в прессу. Не помогли. Нас тут осталось пятеро постоянных жителей, — рассказывает Виктор. — Ну ничего. Живем.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления