Вот и прошел 2017 год. Вроде бы всего 12 месяцев, а как много разных событий он принёс для автомобилистов. «Почему именно для автомобилистов?» — спросите вы. Да потому, что именно в этой сфере было наибольшее количество нововведений на законодательном уровне: штрафы стали выше, обязанностей у водителей больше, а чувство защищенности, например, от ОСАГО осталось в разы меньше.
Итак, пять основных автомобильных итогов 2017 года.
1. Электронное ОСАГО
В начале года у всех автомобилистов страны была эйфория от нововведения Е-ОСАГО. Многие водители, страховавшие автогражданскую ответственность в 2016-м, помнят огромные очереди в офисах страховщиков и ночные дежурства у дверей компаний. И хорошо если ты надежный клиент, несколько лет страхования и ни одного ДТП, тогда тебе полис выдадут. А если компании пришлось из-за тебя раскошелиться, то откажут. И предлог всегда был: то полисы закончились, то база «висит», то заявление за месяц не подал на рассмотрение страховщику...
И вот, весь этот беспредел должен был закончиться — Интернет всем в помощь! Выходишь на сайт страховой компании, заполняешь в формы установленного образца данные на водителя и транспортное средство, распечатываешь полис на принтере — и всё! Вуаля, заветный полис в кармане, т. е. в бардачке. А нет! Уже в первые праздничные дни автомобилисты начали жаловаться на частичную доступность сервиса. Кому-то после нескольких часов и посещения сайтов десятка страховых компаний повезло купить полис Е-ОСАГО, а кто-то так и остался ни с чем и вынужден был по старинке лично посетить представителей страховщика.
Вывод: сервис и по сей день имеет частичную доступность, жизнь автомобилистов данная услуга практически не облегчила.
2. Внесены поправки в закон «Об ОСАГО» в части восстановительного ремонта.
И это тоже отразилось на автомобилистах негативно.
Во-первых, автолюбителей лишили всяческих прав, в том числе и права выбора! Если ещё год назад в случае ДТП потерпевший получал выплаты, то в 2017-м он обязан после ДТП согласиться на ремонт в неизвестном сервисе.
Воспользоваться «правом собственности», то есть, например, продать своё авто после ДТП, владелец уже не может — сначала его необходимо отремонтировать! И никого не интересует мнение владельца транспорта — за него уже всё решили. Страховые компании лоббировали, а государство — в лице руководителей Центробанка, Минфина, Минэкономразвития, депутатов Госдумы — поддержало поправки в закон «Об ОСАГО», которые нарушают права и свободы граждан!
Во-вторых, СТО отказываются ремонтировать автомобили по ОСАГО. Автосервисы недовольны тем, что ремонт автомобиля рассчитывается по справочникам Российского союза автостраховщиков (РСА) — по так называемой единой методике, утвержденной Центробанком. Не секрет, что средняя стоимость запчастей в справочниках не отражает среднерыночной цены на автозапчасти. При этом в РСА намерены пересматривать расценки лишь в сторону снижения.
Да и не все автосервисы готовы подписаться под пунктом: «произвести ремонт автомобиля в течение 30 дней». Они утверждают, что нередко бывают случаи, когда уложиться в установленные сроки априори невозможно. Но именно страховщики несут ответственность перед клиентом за сроки ремонта и им проблемы автосервисов не интересны, ведь выплачивать неустойку в случае просрочки вынуждены они. В итоге: страховщики не хотят связываться с автосервисами и отвечать за их работу, а автосервисы не хотят работать по сниженным расценкам.
Вывод: не в восторге от нововведений все: страховые компании, автосервисы и владельцы автомобилей.
3. Введена административная ответственность за отсутствие предупреждающих знаков.
Информирование других участников дорожного движения о том, что за рулем «начинающий водитель» или на автомобиле установлена шипованная резина, по Правилам дорожного движения у водителей было обязанностью и ранее. Но в случае невыполнения данных требований не имелось административного наказания, инспектор мог устно предупредить о необходимости выполнения правил. После 4 апреля 2017 года в ПДД была введена административная ответственность (штраф) за отсутствие предупреждающих знаков, таких как «начинающий водитель», «глухой водитель», «шипы», «автопоезд», «тихоходное транспортное средство» (на тракторах, катках и другой технике, конструктивно не способной двигаться быстрее 30 км/ч) и «перевозка детей» на автобусах.
Что тут сказать? Все относятся к этим знакам абсолютно по-разному. Дело в том, что многие начинающие водители сознательно наклеивают оповещающий знак о том, что они «новички» и к ним нужно относиться более внимательно и более снисходительно… Есть и другие случаи, когда одним автомобилем пользуются (к примеру) муж и жена. Стаж вождения у одного из них солидный, и для него «некомфортно» ездить с наклейкой, что за рулём новичок.
Вывод: штрафы введены не с целью обезопасить дорожное движение, а с целью залезть в карман к автомобилистам.
4. Повышены штрафы для водителей, которые не предоставили пешеходам и велосипедистам преимущество на «зебрах».
Напомню: в 2013 году были внесены изменения в статью 14 Правил дорожного движения, касающуюся движения транспорта и пешеходов на нерегулируемых переходах. Раньше, как только пешеход ступил на «зебру», необходимо было всем транспортным средствам остановиться и пропустить его. Сейчас же водители могут проезжать, пока пешеход находится далеко от полосы их движения, и должны остановиться лишь тогда, когда их транспортное средство может помешать движению пешехода.
На данный момент статья ПДД написана так, что сотрудник ГИБДД может интерпретировать ситуацию так, как сочтет нужным, и составить протокол о привлечении автолюбителя к административной ответственности. Доказать в суде свою невиновность водителю будет сложно, ведь у судей есть правило, которым они руководствуются: «нет оснований не доверять сотрудникам полиции». Хотя каждое правонарушение нужно доказывать, и одним из составляющих должно быть объяснение самих пешеходов и велосипедистов о том, что водитель авто- или мототранспорта их не пропустил или иным образом помешал движению по «зебре».
Так влияет ли повышение штрафов на снижение травматизма на пешеходных переходах? Нет! Необходимо, во-первых, конкретизировать Правила дорожного движения, не допуская различных трактований. Во-вторых, по возможности устанавливать светофоры «по требованию». А в-третьих, осветить «зебры».
Вывод: вводимые меры — это не борьба со смертностью граждан на дорогах и забота о безопасности пешеходов, а всего лишь очередной способ пополнения бюджета за счёт автомобилистов.
5. Запрет на осуществление организованной перевозки группы детей автобусами, с года выпуска которых прошло более 10 лет.
Запрет на перевозку детей автобусами старше 10 лет — весьма посредственная мера, потому что в России есть и более «молодые» автобусы, которые техническим требованиям могут не соответствовать.
Еще одно требование — автобусы должны быть оснащены системами ГЛОНАСС. Сразу возникает вопрос: кто это будет контролировать, потому что это технически более сложная процедура. Если возраст автобуса можно установить по документу, то наличие и правильное функционирование аппаратуры системы GPS/ГЛОНАСС — это более сложно. В итоге мы придём к тому, что детей группами перевозить не будет никто, проще будет от перевозки отказаться вовсе, чем соблюсти необходимые требования. Останется минимум автобусов по максимальным расценкам. Уже в 2017 году многие родители везли детей в лагерь самостоятельно. То ли ещё будет…
Должно полностью быть регламентировано: техническое состояние и возраст автобуса, как он должен быть оснащён ремнями, что делать, если в заводской комплектации транспортное средство не оснащено ремнями безопасности, где можно получить разрешение на удерживающие устройства, как пройти экспертизу. Если бы у нас таким образом законодательство совершенствовалось, то, вероятнее всего, было бы более применимо и был бы положительный опыт.
Вывод: проблема не в том, что новые нормы вводятся, а в том, что старые не применяются. Поэтому прежде чем вводить что-то, нужно, во-первых, комплексно подойти к вопросу и, во-вторых, подумать, кто и как это будет применять.
И это только малая, но самая заметная часть нововведений, которые ощутили на себе автолюбители. Но уже через несколько дней я расскажу, что готовит для всех, кто за рулём, 2018 год. Поверьте, это интересно…
Текст: Сергей Кузин, руководитель НРОО «Центр Помощи Автомобилистам»
Фото: Олег Каргаполов, пресс-служба «Группы ГАЗ»