Нижегородский джипер Павел Деньжонков не в первый раз появляется на страницах нашего портала. Вместе с друзьями он изучает отдаленные уголки региона и соседних областей, прокладывая туристические маршруты там, где очень много лет не ступала нога человека. Сегодня в эфире: путешествие к месту силы мимо алмазной скважины и берега скелетов.
Целью поездки было посетить место силы — Аннушкин борок. По легендам, это место, где в 16 веке погибла злая колдунья в попытках захватить Макарьевский монастырь на реке Унжа (не путать с Макарьевским монастырем на Волге). По древним поверьям, на могилу Аннушки, выходя из леса, местные жители бросали ветку или палку, по осени всё это сжигали, и за долгое время там скопилось много вековой золы. И место обладает очень сильной энергетикой.
Нижний Новгород — Городец — Сокольское — Летняя База — Первомайка — Горчуха — Комсомолка и обратно: Юрово — Ковернино — Нижний Новгород. Примерно так был построен маршрут общей протяженностью около 550 км.
Маяк горького водохранилища.
Воротиловская скважина.
Скважина пробурена в центре воронки от метеорита, упавшего в то место 167 млн лет назад. В породах недр, поднятых в процессе бурения, обнаружены микроскопические алмазы. Возле скважины были приятно удивлены увидеть группу таких же любознательных путешественников.
Точнее, здесь несколько скважин. К самой глубокой (5374 м) попасть не удалось, она в контейнере под замком. Еще 2 находятся рядом в лесу и не такие глубокие.
Подробнее изучили заброшенную церковь 1812 года в урочище Пупково. Преображенский храм был закрыт в 1938 году.
В 1965 году село из 7 домовладений было ликвидировано, и храм сегодня — единственное свидетельство о том, что прежде здесь жили люди.
Остров скелетов —
место не для слабонервных. Погост на берегу, подмываемый Горьковским морем.
На склоне видно остатки каменной церкви 1805 года, разрушенной в конце 1950-х. На срезе склона можно наблюдать слои земли с фрагментами скелетов. Возле воды лежит несколько черепов. На старых картах это село называется Покровское, Вероятно, до 1805 года церковь там была деревянная.
Установить примерные года захоронений также не удалось. Предположительно, 17–18 век.
Далее — длительная дорога к месту ночевки у брода через реку Белый Лух и встреча с нашим компаньоном Иваном.
От храпа штурмана Максима просыпаюсь в шестом часу утра. Развожу костер ставлю чайник, изучаю карты. Тишина сумасшедшая.
Рядом нет асфальтовых дорог, трасс. До ближайшей деревни Горчуха более 3 км, лай собаки и шум бензопилы отчётливо слышны оттуда. Постепенно просыпаются подельники, завтракаем и отправляемся в путь.
Мост через реку Белый Лух разрушен.
Ищем, где помельче, переезжаем на другой берег.
Дорога к месту силы действительно странная. Где-то лес похож на вымерший. Где-то мох на протяжении десятка километров и полное отсутствие следов людей. Высохшее лесное озеро с подобием причала.
Замечаем в стороне от колеи необычный земляной вал высотой метра 2–3, в длину метров 5–7.
Вокруг ни ям, ни котлованов, просто бугор, покрытый мхом. Интересно, что внутри. Но все наши поездки носят сугубо визуальное изучение, поэтому едем дальше. Перед деревней Комсомолка нас обгоняют лесовозы, в рацию от Ивана слышу, что, возможно, они пойдут в брод через реку Унжа. Едем за ними до реки.
На реке работает паромная переправа. Неужели этот небольшой паром сможет перевести многотонные лесовозы с брёвнами?
Действительно, лесовоз заезжает на паром и переправляется в сторону Макарьевского унжинского монастыря. От паромной переправы в нашу сторону идёт местный житель. Начинаем с ним разговор, спрашиваем про Аннушкин борок. Сам он не знает, но знает сторожила в деревне, который может рассказать. Едем обратно в Комсомолку, находим человека, расспрашиваем, пальцем на земле нам рисуют примерную карту, едем искать.
В Сети нет точных координат, поэтому и мы посчитали, что выкладывать не будем, да и если честно не сохранили там точку. Место действительно необычное. Борок между болот. Иван уходит прямо от дороги, Максим левее, а мне, по необъяснимой причине захотелось пройти намного правее по дороге, потом перпендикулярно в лес. Неспешно разглядывая деревья в поисках ленточки, обнаруживаю прям на своем пути дерево с маленьким выцветшем бантиком и перед ним ямка. Немного сдвигаю мох, под ним видно песок светлый и чуть потемнее и остаток свечки. Кажется, нашли.
Зову ребят, совершаем ритуал, чтоб Аннушка позволила выйти из леса: бросаем ветку. Ещё немного изучаем борок, рядом проглядывается заросшее направление, а по легенде колдунья похоронена прям у дороги. Еще чуть в сторону — небольшой бугор и ровные очень старые доски. Интересно, что тут было. Правда это или нет, мы, наверное, не узнаем, но борок мы нашли. Предстоит путь обратно и ещё несколько мест.
Заезжаем на гряду из вал, который, согласно «Викимапии», является одной из самых высоких гор высоких точек Костромской области. Из-за густого леса не получается подтвердить или опровергнуть этот факт, но место действительно на холме.
Дальше много километров разбитых дорог и путь к урочищу Содомово с деревянной церковью, которую мы видели зимой. 100 лет простояла, потом сдалась под натиском упавшей вековой березы.
От нее пытаемся лесом проехать к ещё одной такой же. Но приходится размотать лебедку. Колеи выше колена, бревна, палки. К тому же начался дождь и вечерело. Решили оставить на следующий раз. Потратив час на борьбу с лесовозной колеей, выбираемся на асфальт и едем в город, рассуждая на тему легенды. Поездка получилась такой, как и планировали.
Текст: Павел Деньжонков, Светлана Шуга
Фото, видео: Павел Деньжонков, Белояров Иван, Максим Парэ
Хотите обсудить материал? Подписывайтесь также на нашу группу «ВКонтакте», нам важно мнение каждого подписчика!