Авто Волки и старинные храмы. Нижегородцы отправились в автопутешествие по костромским лесам

Волки и старинные храмы. Нижегородцы отправились в автопутешествие по костромским лесам

Путешественников часто привлекают брошенные русские деревни

Нижегородский джипер и диджей Павел «Примус» Деньжонков отправился в очередное путешествие по российской глубинке в компании единомышленников. Устраиваемся поудобнее и вперед — к лесным дорогам, старинным храмам и резным теремам.

— Январское путешествие по русской глубинке начали с лесного терема в селе Асташово в 20 км от города Чухлома Костромской области. Это уникальная дача крестьянина Мартьяна Сазонова с насыщенным и разнообразным резным декором.

В период с 1918 по 1942, после гибели крестьянина, терем никак не использовался. Позже его занимали различные учреждения: сельсовет, почта, библиотека, медпункт и т. п. Учреждения просуществовали в нем до 70-х годов, постепенно переезжая в более крупные соседние села.

Затем около 30 лет он простоял без присмотра, медленно разрушаясь. В 2005 году столичный предприниматель инициировал восстановительные работы: терем был разобран, отправлен на реставрацию и заново собран.

С 2017 года лесной терем в Асташово является уникальным музеем, в котором можно переночевать в интерьерах и атмосфере русской провинции минувшего столетия. По нему проводят экскурсии. Можно подняться и в башню.

В двух километрах южнее Асташово — урочище Озерки с заброшенным храмом 1812 года постройки. В урочище возят на снегоходах и квадроциклах гостей терема. Нас уверяли, что на машине туда проехать нереально. Мы изучили карты и… естественно, поехали.

Из-за разрушенного моста двинулись в объезд. По дороге мы встретили «буханку» с охотниками, которые попросили разговаривать негромко, так как охотятся на стаю волков из шести особей, которую они несколько дней выслеживают в этом районе. Они тоже сказали, что мы вряд ли доедем до Озерков. Хорошо, что пешком не пошли, переглянулись мы…

Еще какое-то время мы ехали по зимнему лесу, пробивая целину. Не без помощи лебедки минут через 45 мы были у храма. Заросший, с частично обвалившейся крышей, как и большинство подобных. На одном из деревьев висит несколько длинных металлических ржавых трубок длиной около метра, которые от ветра задевают друг об друга, издавая звон, словно где-то вдалеке звенят колокола. Поначалу мы подумали, что у нас от свежего воздуха начались слуховые галлюцинации.

Следующей точкой нашего лесного маршрута была деревня Погорелово, в которой располагался еще один терем 1903 года постройки. Это красивейший 12-комнатный дом с резными наличниками, балконами, верандой и широкой парадной лестницей на второй этаж.

Хозяин Иван Поляшов был крупный землевладелец, он также построил в селе мельницу и часовню. После революции его семья была переселена в одну из комнат, а в доме поселились еще несколько семей и разместился сельсовет. После смерти Ивана Ивановича в 1935 году его семья переехала на север, а терем менял и менял жильцов: в нем размещались школа, детский сад и лесная контора.

В 70-х дом уже пустовал и постепенно готовился уйти в историю, как и большинство построек в деревне. Однажды, сплавляясь по реке Вига, на берегу которой расположено Погорелово, семья художников обратила внимание на терем. Их настолько поразило строение, что они купили его. И до сих пор стараются поддерживать терем в состоянии пригодном для экскурсий, но, в то же время не внося в колорит русской глубинки никаких изменений, кроме замены кровли.

Световой день зимой слишком короткий, а посмотреть задумали очень много. Отправляемся в заброшенное село Бушнево — одну из самых труднодоступных точек внедорожной экспедиции «Полная Чухлома», проходящей каждый год в начале ноября.

Село располагается в 20 км от цивилизации, в лесах Андроповского района Костромской области. Оно очень богато историей и упоминается в грамотах Ивана Грозного в 1545 году. Расположено на Екатерининском тракте из Новгорода в Сибирь.

Бушнево славилось как большое торговое село. По пятницам собирались большие базары, съезжалось до 3 тысяч человек. Когда в Сибирь проложили более короткий тракт через Казань, село потеряло свое значение и превратилось в местную почтово-этапную дорогу. Но после постройки железной дороги из Петербурга в Вятку, и она утратила свое значение.

В древности на месте церквей Бушнева был небольшой монастырь, называвшийся Карпищевой пустынью. В 1818 году на месте старой каменной церкви была выстроена новая. Инициатором её строительства был житель Санкт-Петербурга, уроженец села Бушнево, разбогатевший подрядчик П. В. Лесников. За образец новой церкви он взял знаменитый Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.

Внутри сохранились деревянные колонны, надписи, печи и многое другое, что невозможно было растащить. Другая — зимняя — каменная церковь в Бушневе была построена в 1833 году. Купол и одна из башен, к сожалению, не сохранились. Рядом располагается высокая колокольня с деревьями, проросшими на разных уровнях. На данный момент в селе никто не проживает, в нем осталось несколько заброшенных домов и колодец с полутораметровым колесом.

Второй день путешествия. Встаем пораньше, отправляемся в сторону города Солигалич, точнее, на север от него на границу с Вологодской областью. Дороги Костромской области изрядно разбиты лесовозами, асфальтовые в том числе. Сдуваем колеса до 1,2 атм, теперь ехать гораздо комфортнее.

Дороги в Костромской области чистят разными способами: вот, например, «восьмерка» со снегоотвалом и экстремальными шинами
Уборка снега гусеницей

От Галича до Солигалича дорога асфальтовая, на север постепенно меняется на гравийную, потом гравийную, покрытую льдом, потом снегом, ну а потом пришлось побуксовать в снегу и разматывать лебедку.

Через какое-то время мы оказались на поляне рядом с купелью. А перед нами на высоком холме возвышается в зарослях храм 1790 года. С колокольни открываются отличные виды на костромскую тайгу, плавно переходящую в вологодскую.

Внутри кто-то соорудил лестницу почти под купол. Видны следы попыток восстановления, некоторые окна застеклены, но на этом всё. До ближайшего села больше километра, и я там увидел только 1 жилой дом.

Село Зашугомье. Первое письменное упоминание о селе встречается в дозорной книге Соли Галицкой от 7121 года (1613 год). В центре села — заметный издалека заброшенный огромный храм с колокольней около 50 м в высоту. Напротив — классический сельский магазин.

У храма огромная вековая черная береза.

На часах — обеденное время и за полчаса нахождения в селе не увидели ни одного местного жителя, а жаль, очень люблю общаться с жителями глубинки. Есть в этих разговорах какой-то особый шарм.

В завершение маршрута возвращаемся в Солигалич.

В центре торговые ряды с деревянным фасадом и канатный мостик, у которого мы были в 2016 году. Начинает темнеть, а значит, пора выдвигаться в сторону Нижнего Новгорода, чтобы через какое-то время снова вернуться в этот, пожалуй, самый богатый на заброшенные частички истории край.

Общий пробег получился около 1300 км. Еще в темное суток мельком удалось посмотреть пару храмов в лесу, но заходить внутрь, да и гулять по ночному лесу, где идет охота на стаю волков, как-то не захотелось.

Текст: Павел Деньжонков
Фото, видео: Павел Деньжонков, Руслан Ляпин

Хотите обсудить материал? Подписывайтесь также на нашу группу «ВКонтакте», нам важно мнение каждого подписчика!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления