Нижегородский джипер и диджей Павел «Примус» Деньжонков отправился в очередное путешествие по российской глубинке в компании единомышленников. Устраиваемся поудобнее и вперед — к лесным дорогам, старинным храмам и резным теремам.
— Январское путешествие по русской глубинке начали с лесного терема в селе Асташово в 20 км от города Чухлома Костромской области. Это уникальная дача крестьянина Мартьяна Сазонова с насыщенным и разнообразным резным декором.
В период с 1918 по 1942, после гибели крестьянина, терем никак не использовался. Позже его занимали различные учреждения: сельсовет, почта, библиотека, медпункт и т. п. Учреждения просуществовали в нем до 70-х годов, постепенно переезжая в более крупные соседние села.
Затем около 30 лет он простоял без присмотра, медленно разрушаясь. В 2005 году столичный предприниматель инициировал восстановительные работы: терем был разобран, отправлен на реставрацию и заново собран.
С 2017 года лесной терем в Асташово является уникальным музеем, в котором можно переночевать в интерьерах и атмосфере русской провинции минувшего столетия. По нему проводят экскурсии. Можно подняться и в башню.
В двух километрах южнее Асташово — урочище Озерки с заброшенным храмом 1812 года постройки. В урочище возят на снегоходах и квадроциклах гостей терема. Нас уверяли, что на машине туда проехать нереально. Мы изучили карты и… естественно, поехали.
Из-за разрушенного моста двинулись в объезд. По дороге мы встретили «буханку» с охотниками, которые попросили разговаривать негромко, так как охотятся на стаю волков из шести особей, которую они несколько дней выслеживают в этом районе. Они тоже сказали, что мы вряд ли доедем до Озерков. Хорошо, что пешком не пошли, переглянулись мы…
Еще какое-то время мы ехали по зимнему лесу, пробивая целину. Не без помощи лебедки минут через 45 мы были у храма. Заросший, с частично обвалившейся крышей, как и большинство подобных. На одном из деревьев висит несколько длинных металлических ржавых трубок длиной около метра, которые от ветра задевают друг об друга, издавая звон, словно где-то вдалеке звенят колокола. Поначалу мы подумали, что у нас от свежего воздуха начались слуховые галлюцинации.
Следующей точкой нашего лесного маршрута была деревня Погорелово, в которой располагался еще один терем 1903 года постройки. Это красивейший 12-комнатный дом с резными наличниками, балконами, верандой и широкой парадной лестницей на второй этаж.
Хозяин Иван Поляшов был крупный землевладелец, он также построил в селе мельницу и часовню. После революции его семья была переселена в одну из комнат, а в доме поселились еще несколько семей и разместился сельсовет. После смерти Ивана Ивановича в 1935 году его семья переехала на север, а терем менял и менял жильцов: в нем размещались школа, детский сад и лесная контора.
В 70-х дом уже пустовал и постепенно готовился уйти в историю, как и большинство построек в деревне. Однажды, сплавляясь по реке Вига, на берегу которой расположено Погорелово, семья художников обратила внимание на терем. Их настолько поразило строение, что они купили его. И до сих пор стараются поддерживать терем в состоянии пригодном для экскурсий, но, в то же время не внося в колорит русской глубинки никаких изменений, кроме замены кровли.
Световой день зимой слишком короткий, а посмотреть задумали очень много. Отправляемся в заброшенное село Бушнево — одну из самых труднодоступных точек внедорожной экспедиции «Полная Чухлома», проходящей каждый год в начале ноября.
Село располагается в 20 км от цивилизации, в лесах Андроповского района Костромской области. Оно очень богато историей и упоминается в грамотах Ивана Грозного в 1545 году. Расположено на Екатерининском тракте из Новгорода в Сибирь.
Бушнево славилось как большое торговое село. По пятницам собирались большие базары, съезжалось до 3 тысяч человек. Когда в Сибирь проложили более короткий тракт через Казань, село потеряло свое значение и превратилось в местную почтово-этапную дорогу. Но после постройки железной дороги из Петербурга в Вятку, и она утратила свое значение.
В древности на месте церквей Бушнева был небольшой монастырь, называвшийся Карпищевой пустынью. В 1818 году на месте старой каменной церкви была выстроена новая. Инициатором её строительства был житель Санкт-Петербурга, уроженец села Бушнево, разбогатевший подрядчик П. В. Лесников. За образец новой церкви он взял знаменитый Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.
Внутри сохранились деревянные колонны, надписи, печи и многое другое, что невозможно было растащить. Другая — зимняя — каменная церковь в Бушневе была построена в 1833 году. Купол и одна из башен, к сожалению, не сохранились. Рядом располагается высокая колокольня с деревьями, проросшими на разных уровнях. На данный момент в селе никто не проживает, в нем осталось несколько заброшенных домов и колодец с полутораметровым колесом.
Второй день путешествия. Встаем пораньше, отправляемся в сторону города Солигалич, точнее, на север от него на границу с Вологодской областью. Дороги Костромской области изрядно разбиты лесовозами, асфальтовые в том числе. Сдуваем колеса до 1,2 атм, теперь ехать гораздо комфортнее.
От Галича до Солигалича дорога асфальтовая, на север постепенно меняется на гравийную, потом гравийную, покрытую льдом, потом снегом, ну а потом пришлось побуксовать в снегу и разматывать лебедку.
Через какое-то время мы оказались на поляне рядом с купелью. А перед нами на высоком холме возвышается в зарослях храм 1790 года. С колокольни открываются отличные виды на костромскую тайгу, плавно переходящую в вологодскую.
Внутри кто-то соорудил лестницу почти под купол. Видны следы попыток восстановления, некоторые окна застеклены, но на этом всё. До ближайшего села больше километра, и я там увидел только 1 жилой дом.
Село Зашугомье. Первое письменное упоминание о селе встречается в дозорной книге Соли Галицкой от 7121 года (1613 год). В центре села — заметный издалека заброшенный огромный храм с колокольней около 50 м в высоту. Напротив — классический сельский магазин.
У храма огромная вековая черная береза.
На часах — обеденное время и за полчаса нахождения в селе не увидели ни одного местного жителя, а жаль, очень люблю общаться с жителями глубинки. Есть в этих разговорах какой-то особый шарм.
В завершение маршрута возвращаемся в Солигалич.
В центре торговые ряды с деревянным фасадом и канатный мостик, у которого мы были в 2016 году. Начинает темнеть, а значит, пора выдвигаться в сторону Нижнего Новгорода, чтобы через какое-то время снова вернуться в этот, пожалуй, самый богатый на заброшенные частички истории край.
Общий пробег получился около 1300 км. Еще в темное суток мельком удалось посмотреть пару храмов в лесу, но заходить внутрь, да и гулять по ночному лесу, где идет охота на стаю волков, как-то не захотелось.
Также читайте отчет Павла о ежегодной экспедиции «Полная Чухлома».
Текст: Павел Деньжонков
Фото, видео: Павел Деньжонков, Руслан Ляпин
Хотите обсудить материал? Подписывайтесь также на нашу группу «ВКонтакте», нам важно мнение каждого подписчика!