Мотосезон начался совсем недавно, а в Нижегородской области уже есть случаи травм и даже гибели мотоциклистов. По окончании учебного года в сводках начали мелькать несовершеннолетние байкеры — например, совсем недавно с разницей в три дня погибло двое подростков в фактически одинаковых ситуациях. Эксперт в области безопасности дорожного движения и действующий сотрудник аппарата уполномоченного по правам человека Игорь Михайлушкин рассуждает о том, откуда у детей доступ к опасным игрушкам и что со всем этим делать.
— Около 10 лет назад произошло второе рождение транспортного средства мопед, только под брендом скутер. И это был период, когда чуть ли не каждое пятое ДТП в Нижегородской области было с участием скутеров. Этому способствовали доступность по цене и, скажем так, определенные правовые пробелы. Скутер — это транспортное средство, которое можно было купить в продовольственном магазине, где они продавались прямо между банок с тушенкой и телевизорами.
Аргументы для продажи порой выбирались типа «водительское удостоверение не нужно, ездить можно пьяным». Это была некая альтернатива для водителей, которым за рулем ехать нельзя, — садись и управляй этим весьма забавным транспортом.
Доступность скутеров привела к тому, что они стали попадать в руки несовершеннолетних. Достаточно легкое отношение к скутеру позволило приобретать его в качестве подарка на летние каникулы после 5, 6, 7-го класса и так далее. Потребовались годы законодательной работы с привлечением экспертного сообщества, чтобы неким образом обуздать эту вакханалию. И, наверное, частично это удалось, потому что в настоящее время на управление мопедом-скутером требуется водительское удостоверение. И водитель мопеда попадает и под действие Кодекса об административных правонарушениях, и под действие Правил дорожного движения. То есть частично эти правовые пробелы удалось заполнить. Единственное, они не регистрируются как транспортное средство.
Кроме этого, еще одна тонкость: часть мопедов визуально практически неотличимы от мотоциклов, они отличаются только мощностью двигателя и скоростными характеристиками. Например, в свое время была такая модель «Альфа 50» — она имела 50 «кубиков», «Альфа 150» и «Альфа 250» — 150 и 250 соответственно. По сути дела, они являлись мотоциклами.
Хотя частично проблема была решена, проблема доступности и и возможности управлять этим транспортом для детей осталась уже где-то на подкорке у родителей. И это сразу порождает несколько проблем. Начиная с того, что, хотим мы или не хотим, возраст участников дорожного движения для водителей ограничен.
Есть всякие детские автошколы и аттракционы, когда дети даже дошкольного возраста катаются и на картах, и на мопедах, и на мотоциклах. Это подается как некий забавный досуг. Всё это на совести родителей. Но опять-таки, когда это происходит не на дорогах общего пользования, а на неких закрытых площадках, конструктивно оборудованных для маленьких детей, в том числе на достаточно серьезной технике, это не является ситуацией дорожного движения.
А когда мы говорим про водителя в возрасте 12, 13, 14 лет, здесь еще нет физиологической готовности к управлению транспортом на уровне биологии. Это и скорость рефлексов, и скорость принятия решения. Участие в дорожном движении — это достаточно серьезный процесс решения именно физических задач. Учитывается и время инерции, и скорость, и что такое импульс, как распределяются усилия, как распределяются вектора в случае ДТП, поворота… Это сложно, и нужно понимать с точки зрения физики, какие происходят процессы. Может не хватать физических кондиций — ведь, хотим мы или не хотим, но до всего надо дорасти.
Когда в рамках популяризации дорожной безопасности байкеры приезжают в школы, все дети тянутся к большим «Харлеям», игнорируя машины попроще.
А байкеры спрашивают их: «А сколько раз ты отжимаешься? Сколько раз ты подтягиваешься? Вообще хватит у тебя силы удержать это транспортное средство?»
Необходимо дорасти и с точки зрения понимания дорожного движения, и физических кондиций, и в правовом отношении. Да, участие в дорожном движении — это правовая задача. В том числе юридическая ответственность за нарушения ПДД, за возможный причиненный ущерб третьим лицам, пассажирам. Потому что зачастую они не только сами рискуют, но и пытаются перевозить друзей — в лучшем случае одного, а в худшем — и двух, и трех.
Допустим, они опрокинулись — кто будет отвечать за ущерб в этой ситуации? Если сами они еще ограниченно дееспособны в плане возраста?
И надо понимать, когда мы говорим о доступности ТС, это касается не только мопедов. В свое время поднимался вопрос нашими коллегами из Москвы: «Пока вы бьетесь со своими мопедами, у нас четыре школьника, экономя на школьных завтраках, за месяц покупают машину». Ну это ВАЗ-2106 или ВАЗ-2104 — утилизированная, порой без документов, но она ездит. Она стоит 20–30 тысяч рублей, но на ней можно кататься.
Зачастую не родители покупают ребенку этот мопед, когда он стоит (уже бэушный) 10–15 тысяч рублей. На него можно заработать за лето, сэкономить на школьных обедах, попросить у бабушки на день рождения… Иногда родители не знают, что у ребенка есть транспортное средство. Иногда оно приобретается компанией подростков как некая совместная собственность. И тогда вообще непонятно, кто ее владелец и кто будет отвечать, если они опрокинулись, или наехали на столб, или сбили пешехода, или врезались в Maybach. А такие ситуации бывают.
Конечно, когда идет расследование уголовного дела, если, не дай бог, произошла трагедия, тогда следователь обязан установить все причины, которые способствовали совершению ДТП. И он обязан вынести должностное представление лицам об устранении этих причин. Конечно, если в ходе расследования смертельного ДТП будет установлено, какие действия родителей привели к такому печальному итогу… Но опять-таки нужно доказать прямой умысел, что никому не удастся. Какую-то халатность, самонадеянность — да. Но никто не покупает ребенку мопед, чтобы он сломал себе руку/ногу/шею или навредил товарищу.
Я вас уверяю, ни один даже самый плохой родитель не желает ребенку зла, трагедии, изломанной судьбы или искалеченного здоровья. Все хотят подарить ему несколько счастливых минут, показать свою любовь, стимулировать к хорошей учебе или поведению, или чтобы не пил алкоголь, а лучше ездил на этом мопеде.
Подавляющее большинство родителей покупают их из лживых представлений о том, как подарить ребенку радость.
Сейчас мопеды и скутеры более-менее «обузданы», потому что они прописаны в законодательстве, есть некая мера ответственности. Но появился новый вид транспортных средств — всевозможные электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и так далее. Они совершенно разные, в разных местах продаются, и тут тоже есть свои тонкости.
В Правилах дорожного движения внесена электрическая техника, которая имеет мощность двигателя более 250 ватт. Но продавец может сам немного вводить вас в заблуждение: вот вы покупаете электросамокат, в лучшем случае вы найдете его мощность на двигателе. Либо есть возможность перепрошивки. На ряде моделей скорость ограничена программным обеспечением, и есть возможность ее принудительно изменить. И мы получаем не 20 километров в час, которые прописаны в инструкции, а гораздо более серьезные значения.
И здесь надо понимать опасность всевозможных моноколес и самокатов. Если на мопеде человек хотя бы обязан иметь шлем, то тут мы по уровню защиты получаем пешехода, а по возможности травмы — практически мотоциклиста. Падение гироскутеристов и самокатчиков не будут относиться к ДТП. Их Госавтоинспекция не учитывает. ДТП — это всегда событие, где участвует хотя бы одно механическое транспортное средство. Если взрослый дяденька на электросамокате наедет на ребенка на улице Большой Покровской и причинит ему вред, это не будет ДТП. Несчастный случай — да. Будет проверка, безусловно, будут смотреть, за что привлечь.
К слову, чисто для информации — владелец компании Segway погиб во время поездки на своем транспортном средстве.
Изучая практику использования этого ТС в ряде автомобильных европейских стран, где всё это появилось пораньше, можно сделать вывод о том, что во многих странах доступно только ограниченное использование в парках, каких-то прогулочных зонах. Где-то они подлежат обязательной регистрации. Что тоже говорит о том, что это достаточно опасное дело.
Прежде чем купить ребенку гироскутер, вы попробуйте сами проехать на нем. Потому что это требует определенных навыков, координации, умений и так далее. Есть ли необходимость приобретения именно такого подарка? Здесь необходимо именно подключать элемент родительской заботы. Любить ребенка — это не значит потакать всем его слабостям. Доказать свою любовь ребенку можно и другими способами. Возможно, прозвучит несколько радикально, но, может быть, лучше пусть в PlayStation сидит играет?
Наверное, мне какой-нибудь другой специалист в области детской психологии скажет: «Вы что, дети от компьютеров становятся плохими», — но он, по крайней мере, не убьется в ДТП.
Наверное, истина где-то между этими полярными точками зрения. Наверное, необходимо ребенка приучать к совместному досугу, к рыбалке, спорту и так далее. Но надо понимать, что сейчас распространение транспортных средств такое высокое, что в определенном возрасте водительское удостоверение будет практически у всех.
Если еще в годы моей юности наличие прав было некой профессиональной компетенцией, то сейчас уже даже в резюме не пишут о наличии прав категории В — они по умолчанию есть у всех.
Все сядут за руль. Но пускай это произойдет после соответствующей подготовки, после того как человек, пройдя медкомиссию, докажет свою способность участвовать в дорожном движении, научится это делать, дорастет физически и социально до этого.
Всё будет хорошо у детей: и хорошие мотоциклы, и удобные автомобили, и загородные поездки, и интересные путешествия, и приключения, но это должно быть всё на законных основаниях. Когда их участие в дорожном движении будет разрешенным, логичным и от этого безопасным.
А подталкивать их к этому и неким образом стимулировать не законопослушное изначально воспитание — не нужно. Ведь все прекрасно понимают, что, сажая 10-летнего ребенка за руль своей машины: «Пускай пацан растет, пускай готовится ко взрослой жизни и привыкает», — это воспитание стереотипов незаконопослушного поведения.
Сегодня ты поедешь там, где нельзя, потому что никто не видит, а завтра он сам возьмет твою машину и поедет. И не на вечерней дороге в деревне один, а с друзьями по городу. Вот в чём беда.
Всё у детей будет. Но когда они до этого дорастут.