Автовладельцам пора планировать поездку в шиномонтаж, а не откладывать ее до первого снега. В этом мнении сходятся ГИБДД, синоптики и автомастерские.
— Процесс «переобувания» не связан с наличием или отсутствием гололеда, — отметил ведущий специалист центра «ФОБОС» Михаил Леус. — Производители автомобильных покрышек рекомендуют менять шины с летних на зимние без внимания на то, есть снег или нет. Основным фактором является температурный фон: все производители рекомендуют производить переход тогда, когда среднесуточная температура воздуха в регионе переходит отметку +5... +7 °С (осенью в сторону более низких температур, весной — в сторону более высоких). Так что есть снег — нет снега, резина плохо начинает держать дорогу, теряется сцепление с асфальтом.
В Нижнем Новгороде уже второй день температура ниже этой самой отметки: вчера она была +1 °С, позавчера +5 °С. Грядущие выходные будут очень теплыми, с учетом того, что это вторая декада октября. В пятницу температура +8… +10 °С, в субботу +10… +11 °С, в воскресенье +7... +9 °С. Так что в ближайшие три дня переобуваться (если вы не сделали этого раньше) не надо. А вот в последующие дни среднесуточная температура будет ниже тех отметок, о которых я говорил. В общем, сильно торопиться не надо, чтобы не создавать очереди в шиномонтаже, но до конца октября это нужно сделать.
Слова синоптика подтверждают сотрудники нижегородской Госавтоинспекции:
— Год на год не приходится, поэтому водителям надо ориентироваться не на конкретную дату, а на погоду, — рассказал начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД по Нижегородской области подполковник полиции Дмитрий Тюлин. — Сейчас уже настали те времена, когда можно озаботиться заменой покрышек, чтобы во время первого снегопада не попасть в неприятную ситуацию, когда либо автомобиль не может выехать со двора, либо вообще на дороге попадете в аварийную ситуацию. Более того, 18 октября в ряде районов Нижегородской области уже прошел первый снегопад, и часть автомобилистов попала в ДТП именно из-за неожиданных изменений погоды.
В Госавтоинспекции напоминают о том, что нужно заблаговременно готовиться к зимним условиям. И речь не только о резине:
— Это касается и изменения стиля вождения, — отметил подполковник. — За лето многие привыкают к резким разгонам, резким торможениям. Не будем скрывать, что достаточно много водителей позволяют себе нарушать скоростной режим. Так вот в зимних условиях и в переходные периоды, когда часто происходят дожди (которые тоже влияют на сцепление с дорогой), нужно свой стиль вождения сделать более плавным, более размеренным.
Согласно ПДД, высота протектора на зимней резине должна быть не менее 4 мм. Однако прямого наказания за лысую или летнюю резину зимой до сих пор нет:
— В соответствии с техническим регламентом таможенного союза, с декабря по февраль автомобиль нужно эксплуатировать именно на зимней резине, — говорит Дмитрий Тюлин. — В настоящее время ответственность за это административным кодексом не предусмотрена, но в тоже время существует статья 12.24 Кодекса РФ об Административных правонарушениях, а также Статья 264 Уголовного Кодекса, которые предусматривают наказание за нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, если это повлекло телесные повреждения. В административном порядке — если легкие и средние, в уголовном — тяжкий вред или смерть.
Если в ДТП обошлось без человеческих жертв, то наказания нарушитель не понесет.
— Как показывает практика, требования, которые не подкреплены определенными наказаниями, соблюдаются только в том случае, когда человек до этого дорос внутренне, — комментирует полицейский. — К сожалению, многие водители (и вообще, люди), строго соблюдать требования законодательства без надзорных функций не стремятся. С моей точки зрения, такая статья для наказания должна быть, просто чтобы избежать ДТП с пострадавшими.
По словам представителя автосервиса «Санрено» Ярослава Селезнева, сейчас на зимнюю резину перешли далеко не все нижегородцы:
— Ажиотаж начался, но еще не в полной мере, потому что впереди нас ждут теплые дни, — поясняет специалист. — В прошлом году резко похолодало с осадками, и всем нужно было переобуться буквально за два дня. Тогда мы почти все ресурсы наших сервисов задействовали на шиномонтаже. А в этом году все идет поэтапно: 15–20% уже захотели переобуться, остальные пока ждут. Это происходит потому, что при теплой погоде никто не хочет убивать свою зимнюю резину (отваливаются шипы). Люди и так почти всю прошлую зиму проездили по асфальту. В принципе, неделя-другая особенно ничего не решает, но все равно наш человек хочет сэкономить побольше и не эксплуатировать зимнюю резину тогда, когда не стоит.