После начала спецоперации на Украине несколько крупных шинных компаний объявили о приостановке выпуска шин в России — в частности, работу прекратили Michelin и Continental, а Bridgestone временно приостановила деятельность из-за сложностей с логистикой и валютой. Практически одновременно с этим пришел и сезон смены зимней резины на летнюю — в шиномонтажках уже началось горячее время. Мы прокатились по нескольким магазинам шин в Нижнем Новгороде, чтобы узнать, насколько сильно подорожали автопокрышки и намечается ли дефицит тех или иных марок.
Дефицит уже замечают
В некоторых шинных магазинах о ситуации говорить вообще отказываются — ссылаются на запрет начальства и отсутствие специального, ответственного за связи с общественностью, человека. А если и общаться, то не под запись. В одной из торговых точек девушка за кассой, узнав, что информацию я собираю для репортажа, хмыкнула: «Депрессивный у вас какой-то репортаж получится».
— Если скажете, что всё не так плохо, буду только рада.
— Да нет, всё как раз плохо, — грустно смеется девушка.
При этом, глядя на ассортимент магазинов, кажется, что особых поводов для беспокойства пока нет — на полках лежат и Nokian, и Michelin, и другие марки.
— Мы, как и большинство магазинов, успели закупиться еще до того, как всё это началось. Пока будем тратить эти запасы. Что дальше будет с поставками — непонятно, — рассказал NN.RU менеджер магазина TYREPLUS, добавив, что цены на шины взлетели в среднем в два раза.
В магазине AUTOMODA сообщили, что дефицит некоторых шин уже заметили.
— Например, Yokohama — они закончились на складах, заводы работу приостановили, поэтому поставок пока не будет. Цены у нас поднялись процентов на 50, на некоторые позиции — еще больше, в зависимости от производителя. С дисками дела чуть получше, они пока есть, их пока производят, — рассказал менеджер по продажам компании AUTOMODA Андрей Бестужев.
— На данный момент автомобильные шины, в зависимости от производителя, подорожали в среднем на 20%, какой рост цены будет через месяц, предположить трудно. Большинство производителей, имеющих заводы в России, заморозили свое производство (но не ушли и не закрыли заводы). В этом сезоне у Michelin, Pirelli, Goodyear, Dunlop, Hankook и Nokian Tyres вышло много летних новинок, но вероятно, что новинок мировых брендов будет мало и на всех не хватит. Но у нас сейчас нет дефицита шин и дисков — выбор есть в разных ценовых сегментах, по-прежнему работают услуги шиномонтажа и сезонного хранения, — поделился директор по маркетингу компании KOLOBOX Михаил Горбатов.
Кто сможет заменить?
Заводов, производящих шины, в России немало, но далеко не все они являются полностью российскими. Например, Кировский шинный завод, работающий еще с периода Великой Отечественной войны, принадлежит итальянскому Pirelli, аналогичная ситуация с Воронежским шинным заводом. Самый, пожалуй, известный российский завод шин — производственное объединение «Нижнекамскшина». Там выпускаются шины «Кама» для легковых, грузовых и сельскохозяйственных машин, а также шины Viatti (но с последними тоже всё не совсем просто — они делаются в сотрудничестве с немецким концерном Continental AG, владеющим пакетом акций «Нижнекамскшины»).
Также отечественными шинами являются CORDIANT — это бренд крупного российского холдинга ООО «Сибур — русские шины». Их производят, в частности, в Ярославле и Омске.
— У нас есть долгосрочные контракты с компанией CORDIANT (Ярославский завод), также в наших магазинах представлен большой выбор шин КАМА и VIATTI Нижнекамского шинного завода. Диски отечественные тоже есть — СКАД, К&К. А еще сейчас хорошо выстроена логистика с Китаем, на витринах в торгово-сервисных центрах представлена широкая линейка для всех видов автомобилей, как легковых, легких кроссоверов, так и внедорожников, — рассказал NN.RU директор по маркетингу компании KOLOBOX Михаил Горбатов.
На Китай делает ставки и Андрей Бестужев из магазина AUTOMODA:
— В отечественные шины я не очень верю — не то качество, да и не во всех размерах они делаются. И вряд ли российские заводы смогут сейчас дать все необходимые объемы. Если кто и сможет заменить ушедших производителей, так это Китай. Из Китая пока шины везут, с ними всё давно налажено.
В Министерстве промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области заверили NN.RU, что в ближайшее время шин региону хватит.
— Шины в Нижегородской области не изготавливаются. В то же время отечественные производители (например, марки CORDIANT и КАМА) серьезно повысили качество и являются конкурентоспособными в нижнем и среднем ценовых сегментах рынка. Также в России продолжают работать иностранные производители шин. При этом в производстве велика доля импортных материалов (большая часть из Китая). Сейчас в связи с международной обстановкой решается логистический вопрос, меняется схема перевозок. По информации крупных профильных сетей, торгующих шинами, запасы на летний сезон имеются в необходимом объеме, дефицита не предполагается, — отметили в Минпромторге.
Что почем?
На летние шины наиболее распространенного размера 205/55R16, подходящего для большинства легковых автомобилей, цены стартуют от 5,2 тысячи рублей за штуку. Переобуть все четыре колеса и уложиться в бюджет 24–25 тысяч рублей можно, если вы выберете шины марок KAMA, CORDIANT и VIATTI (всё это, напомним, российское производство). Чуть подороже обойдутся китайские марки Greentrac, Sailun, тайваньские Maxxis. Если же вы хотите шины Bridgestone, Nokian, Pirelli, Michelin и других популярных марок, то заготовить надо как минимум 30–40 тысяч рублей.
Если же у вас машина размером побольше, то стоит морально и материально подготовиться к значительно большим тратам. Например, летние шины 225/60 R18 при самом минимальном раскладе обойдутся в 45–50 тысяч рублей с теми же Sailun и Maxxis. А на Michelin или Pirelli придется потратить до 100 тысяч рублей.
О том, когда лучше всего менять шины, как определить, что летние шины совсем изношены, и можно ли ездить на зимней резине летом, читайте в нашем материале.
Кроме того, ранее мы рассказывали о том, как изменилась ситуация на рынке подержанных автомобилей после начала спецоперации на Украине. Цены на машины с пробегом стремительно выросли буквально за несколько дней.
Что еще почитать по автотеме: