Первый участок платной трассы М-12 от Москвы до Нижегородской области торжественно открыли осенью 2023-го. Спустя несколько месяцев стройки на восток, открылся еще один отрезок — от Арзамаса через Чувашию до Татарстана. В общей сложности за полгода существования дороги водители заметили много минусов, которые сильно осложняют передвижение по трассе. NN.RU собрал все грехи М-12 в одном обзоре и выяснил, что думают нижегородцы о новенькой платной трассе.
Грех № 1 — цена
Почти все водители (даже те, кому трасса нравится) сходятся во мнении — автомагистраль слишком дорогая. Чтобы добраться от Нижегородской области до Москвы, нужно заплатить 2,8 тысячи рублей. В другую сторону — от нашего региона до Казани — больше двух тысяч рублей. А если от Татарстана до столицы, так это вообще без малого пять тысяч рублей.
В пресс-службе «Автодора» мы уже узнавали среднюю стоимость оплаты одного километра — она составила 6,8 рубля. Как заверили в компании, эта сумма ниже предельного значения, а полученные деньги идут на погашение оплаты за строительство, поскольку дорогу возводили с привлечением возвратного финансирования, полученного от инвесторов.
В сравнении со всеми платными дорогами России эта цифра действительно кажется слишком большой. В одном из своих материалов мы разбирали, что проезд по одной из самых популярных отечественных трасс М-4 «Дон» от столичного МКАД до Краснодара займет 1218 километров. В выходной день за это нужно будет заплатить 3990 рублей, в будни — 3180. Таким образом, получается, что стоимость одного километра в выходной составит всего 3,2 рубля — это в два раза ниже стоимости по М-12.
Еще одна популярная платная дорога М-11 «Нева» тоже отличается пониженной стоимостью проезда в сравнении с М-12. Чтобы преодолеть на легковом авто чуть больше 600 километров от Москвы до Санкт-Петербурга, в будни нужно заплатить 2400 рублей, в выходные и праздники — 2600. В пересчете на один километр стоимость выходит около 4,3 рубля, что опять дешевле М-12.
Однако некоторые эксперты утверждают, что цена поездки по новой автомагистрали вполне обоснована и невысока. Наши коллеги из 116.RU спросили у автоэксперта и блогера Петра Шкуматова, насколько стоимость оправдана. Мужчина отметил, что магистраль построена не только за счет государства, а с использованием средств частных инвесторов. «Если бы в нее вложились только частные инвесторы, проезд стоил бы 30–35 тысяч рублей».
Нижегородцы также неоднократно высказывались о «кусачем ценнике». Читатели NN.RU считают, что несмотря на возвратное финансирование платная трасса могла бы стоить меньше. По соображениям водителей, это позволило бы большему количеству людей пользоваться дорогой.
— У меня большой опыт автопутешествий, это действительно выгоднее относительно поездов и самолетов, если более трех человек. Но абсолютно невыгодно 400 км за три тысячи рублей. Проще по бесплатной. Ездил по М-4 и в других странах по платным дорогам, там совсем гуманнее ценник. Это явно перебор, — высказался нижегородец в комментариях NN.RU.
— По своей земле, по дороге, построенной на народные деньги, во время санкций и всеобщего понижения уровня жизни, чтобы проехать, нужно платить?! Это какой-то верх цинизма, — возмутился другой читатель.
Грех № 2 — заправки
Естественно, чтобы проехать по дороге на авто без приключений, нужно топливо — и много. Но этот момент оказался явно недоработан. NN.RU лично проверял оба участка трассы — от Арзамаса в сторону столицы и от Арзамаса до Татарстана. Ни там, ни там достаточного количества АЗС мы не увидели.
В последнее время вдоль трассы хоть и стали открывать топливные пункты, но поток желающих приобрести бензин, дизель и газ явно в разы превышает количество заправок. Многокилометровые пробки случились на М-12 под конец новогодних каникул. Сотни людей, возвращающихся домой, не могли дозаправить авто, чтобы поехать дальше.
Как пояснили в «Автодоре», пробки возникли из-за «неотточенных процессов в новых коллективах АЗС, которые были открыты менее месяца назад, нерационального поведения пользователей на АЗС, подавляющее большинство которых оставляли автомобили на колонке в ожидании дополнительных услуг (санитарных, продовольственных и других)».
Одни нижегородцы считают, что такие заминки — норма, ведь «и Москва не сразу строилась». Однако в современном быстром мире любое промедление или ухудшение платного сервиса вызывает бурю негодования — и это справедливо. Оплачивая проезд на самой дорогой трассе в России, автолюбители хотят ускорить время поездки до дома, но на М-12 так получается далеко не всегда.
— Так может они [«Автодор». — Прим. ред.] и деньги будут позже драть, когда наконец всё будет полноценно функционировать? Иначе не очень понятно, за какую услугу мы платим, — задает риторический вопрос читатель NN.RU.
Грех № 3 — аварии
За последние месяцы на М-12 случился не один десяток аварий. Одна из них произошла перед самым Новым годом — 30 декабря. В страшном смертельном ДТП в Нижегородской области столкнулись четыре автомобиля. Из-за происшествия пришлось перекрыть участок до Казани и люди буквально попали в западню. Сотни водителей оказались в заточении, без возможности развернуться и поехать обратно или хотя бы выехать на другую бесплатную дорогу.
Блогерша Кристина Бочарова в новогодние праздники отправилась на машине с семьей из Казани в Москву. Выбор пал на путешествие по М-12, которая проходит через Нижегородскую область. По словам девушки, дорога и правда хорошая, но у этого есть и минус: водители выбирают для передвижения слишком высокие скорости. Как следствие — огромное количество аварий.
— Дорога, конечно, кайфовая, но скорости бешеные, и аварий сегодня очень-очень много. Я столько не видела за все наши автопередвижения, — писала Бочарова в соцсетях.
Однако нижегородцы считают, что проблема не всегда в высокой скорости, а больше в нечищенных дорогах. Колея, которая образовывается с выпадением снега, может сыграть злую шутку даже на малых скоростях.
— Чистить дороги надо, а не просто бабосы стричь, — горько иронизируют наши читатели.
— 30 декабря с семьей ехали по этой трассе из Москвы во Владимир. Две аварии и четыре пострадавшие машины. Из-за воды (или неправильно сделана дорога, или неправильно чистят снег) две трети правой полосы составляют опасность — что мы и увидели. Водители на высокой скорости пытаются обогнуть лужу, а по левой полосе на высокой скорости летят другие машины. Да еще во Владимирской области на протяжении 20 км не было света. Очень страшно с семьей ехать, — поделилась историей читательница NN.RU.
Грех № 4 — отсутствие мобильной связи
В современном мире возможность в любой момент выйти в Сеть и совершить звонок должна быть всегда и везде, тем более на новой автомагистрали. Увы, на участке трассы от Арзамаса до Татарстана связь ловит либо очень плохо, либо не ловит совсем. В этом мы убедились самостоятельно, когда выехали на обзор нового участка трассы, открытого в конце декабря.
На протяжении всего маршрута навигатор сбивался и пытался вести дорогой, которая, по всей видимости, использовалась для подъезда грузового транспорта при строительстве. Но огорчает не только сбой в онлайн-картах, а еще невозможность связаться с кем-либо с помощью интернета, включить музыку и просто скоротать время в тех же пробках. Видимо, в связи с этим на протяжении всей дороги можно встретить указатели, на которых написан номер для SOS-вызова — *2323.
Грех № 5 — без возможности остановиться
По общим правилам дорожного движения на скоростных автомагистралях остановка категорически запрещена, в том числе и на обочине. Можно съехать только в специальные зоны, обозначенные соответствующими знаками.
Такой же принцип и на М-12 — на протяжении всей трассы нельзя останавливаться, поэтому на края обочины наносят специальную желтую разметку, которая предупреждает водителя не только цветом, но и звуком (начинает гудеть, если наедете на полосу). При этом карманов для остановки или совсем нет, или их очень мало. Специальные площадки для отдыха построить еще успели не везде.
— Ехал от Москвы до Сергача, карманов для остановки практически нет. А те, что есть, стоят очереди на въезд еще на трассе на несколько десятков метров. Заправки забиты, очереди так же начинаются еще на трассе, аварий полно. За что берут деньги — где сервис и обслуживание? — возмутился один из нижегородцев.
Волнение автолюбителей обосновано. В дороге может произойти что угодно, поэтому важно для собственного спокойствия заранее знать, есть ли место для нештатной ситуации.
— Как говорится, выезжай заранее и будешь к сроку. Это по бесплатной. И тише едешь — дальше уедешь. Эти 5 000 рублей можно с толком потратить на заправку и хороший обед. Для торопыг — платка к вашим услугам без услуг.
Грех № 6 — отсутствие туалетов
По большей части посетить уборную удастся лишь на немногочисленных заправках. Большие очереди из машин связаны, в том числе, и с этим. Многие специализированные площадки с туалетными кабинками еще на стадии строительства. Если около Арзамаса и в сторону Москвы их успели открыть спустя несколько месяцев, то с участком в сторону Казани всё обстоит плачевнее. Поэтому «зеленые стоянки» надо предусмотреть и сделать все свои дела заранее во избежание казусов.
Грех № 7 — дорожное полотно
Наши путешествия по М-12 были в относительно сухую и приятную погоду. При средней скорости в 100 км/ч дорога не вызвала негатива. Однако с течением времени покрытие как будто стало ухудшаться, поскольку количество негативных комментариев стало увеличиваться.
— Местами дорога как стиральная доска, местами нет освещения, мало информационных табло. С М-11 не сравнить, — делятся наши читатели.
— От Казани в сторону Москвы в районе Чувашии дорога не похожа на скоростную. Едешь — трясёт, того гляди колёса отвалятся. Километров пять такой дороги. Ехал 24 декабря.
— Трасса М-12 — ужасная. Ехали 31 декабря из Москвы в Казань. Насчитали 7 аварий из-за неубранного снега и обочин. Трасса не чищена. Ехать реально страшно, и это при опыте вождения с 1979 года. Связи и интернета нет, заправок очень мало. На одной из заправок не было 95 бензина, еле-еле дотянули до следующей заправки. Часть трассы как стиральная доска, едешь как на лошади, — резюмировал житель столицы.
Напомним, уже открытые участки М-12 — малая часть масштабного проекта. В будущем трассу планируют продлить до Тюмени. Важный для Урала участок Дюртюли — Ачит планируют сдать до конца 2024 года.