Самым острым вопросом относительно трассы М-12 по-прежнему остается стоимость проезда. Чтобы из Казани добраться в Москву по новой трассе, водители должны будут заплатить без малого 5 тысяч рублей. Не лучше ситуация и для нижегородцев: выехать из региона в столицу — 2,8 тысячи рублей, а доехать от Арзамаса до Казани — более 2 тысяч. Наши коллеги из 116.RU спросили у автоэксперта и блогера Петра Шкуматова, насколько цена оправдана и будет ли М-12 пользоваться спросом. По его словам, если смотреть поверхностно, то цена кажется действительно высокой и альтернативные способы перемещения будут видеться более выгодными. Но если копнуть чуть глубже, то можно понять, что путешествие на своем авто гораздо выгоднее, даже с учетом такой стоимости проезда.
— Прямое сравнение с авиаперелетами не в пользу платной дороги, но если считать тщательнее и посчитать другие расходы, то проезд по М-12 оборачивается экономией. Люди выбирают автомобиль не столько для того, чтобы добраться из точки А в точку Б, сколько для того, чтобы иметь определенную свободу. Ведь когда вы приедете в определенный город, вам не нужно будет платить за такси, у вас не будет проблем с тем, чтобы куда-то поехать. Банальный пример: стоимость такси в том же Петербурге от Кудрово до аэропорта Пулково может достигать до 3 тысяч рублей. Так что хоть вы и заплатите больше за проезд по платной дороге, но уже в том городе, куда вы приедете, вы заплатите меньше. Плюс багажа можно взять с собой больше, а не максимум 23 кг как в самолет.
Именно поэтому, считает Шкуматов, М-12 будет востребована среди автомобилистов. Особенно среди тех, кто знает, что такое ехать по бесплатной дороге со всеми ее минусами.
— У платной дороги есть 100% преимущество. Я сам ездил в Екатеринбург по бесплатной дороге, я ехал 30 часов. Иногда 36. Тут еще нужно учитывать ночевку, за которую тоже нужно заплатить и потратить на это время. Плюс еще надо чем-то позавтракать. Еще очень сильно утомляетесь в дороге. Одно дело, когда ты выехал на платную дорогу и можешь спокойно ехать 110 км/ч без всяких камер с ограничением движения. Другое дело, когда ты едешь 30–36 часов. Ты уже как минимум приезжаешь измотанный, уставший, — объясняет свою позицию наш собеседник.
Что касается самой стоимости, то Шкуматов уверяет: она абсолютно обоснована. Да, трассу построили в том числе на бюджетные деньги, но это не отменяет того факта, что в дорогу вложились и частные инвесторы. Последним как раз таки вложенные средства и нужно окупить.
— «Автодор» выпускает облигации и продает их на финансовом рынке. Огромное количество граждан покупают эти облигации и таким образом инвестируют в эту дорогу. Их доходность на время строительства дороги составляла 10%. Если предположить, что они привлекли триллион рублей заемного капитала, то 100 млрд рублей они должны отдавать только на проценты. А то, что часть дороги построена за бюджетный счет, говорит только о том, что эта часть дороги бесплатная для автомобилистов — они платят эти 5 тысяч лишь за ту часть, которая построена на деньги инвесторов, — поясняет Шкуматов.
По его словам, водители, которые критикуют «Автодор» за якобы задранный ценник, не понимают, что частные инвесторы тоже должны окупать свои вложения. А как «Автодору» отдавать им деньги, если они их не печатают? Конечно же, брать с автомобилистов.
— Если бы дорога была построена не за счет государства, она была бы золотой. Если бы в нее вложились только частные инвесторы, проезд по этой дороге стоил бы 30–35 тысяч рублей. И кто бы тогда по ней ездил за такие деньги? А государство за счет преимущественного финансирования делает тариф приемлемым для людей. И мы еще с вами обсуждаем, дорого это или нет, — говорит наш эксперт.
Шкуматов отмечает, что для того, чтобы эта дорога окупилась, необходим трафик как минимум в 300 тысяч автомобилей в день. Но там такого трафика нет и никогда не будет.
— Если будет проезжать 20 тысяч в день, как того хочет «Автодор», то, чтобы хотя бы отдать проценты, нужно потратить очень много времени. Поэтому и нужно государство и его деньги, чтобы тариф был не 30 тысяч за проезд, а 5 тысяч. Ну и люди, которые купили эти облигации, — это такие же граждане, как и мы с вами, автомобилисты. И что критики предлагают, чтобы «Автодор» кинул держателей этих облигаций, лишь бы стоимость проезда стала ниже?
Но это лишь мнение одного эксперта. Другой собеседник назвал цену в без малого 5 тысяч рублей необоснованно задранной. По его словам, на бесплатной дороге М-7 начнут чинить препятствия и искусственно гнать автомобилистов на платную трассу, чтобы быстрее отбить ее стоимость.