Платная трасса М-12, связывающая Москву, Нижегородскую область и Казань, продолжает оставаться предметом жарких споров. Главная претензия автомобилистов — стоимость проезда по ней. Желающим добраться по этой дороге из Арзамаса в столицу (и обратно тоже) придется заплатить около 3 тысяч рублей, а если ехать из Казани в Москву — то речь вообще о 5 тысячах.
Большинство водителей сходятся во мнении — трасса слишком дорогая, особенно с учетом того, что построили ее за бюджетные деньги. Плюс, в ходе эксплуатации дороги люди начали находить и другие минусы — например, на магистрали практически нет заправок, а на каких-то участках и вовсе нет освещения. Очень мало туалетов и кафе — они есть только на заправках. Но и то — цены высокие, да и туалеты работают не везде.
Тестируя участок от Нижегородской области до Казани, NN.RU лично убедился, что на 80% всего пути нет банально сотовой связи. Во время снегопадов дорогу практически не чистят, что приводит к ДТП — их здесь, как говорят водители, встречается тоже немало. Из-за одной такой аварии 30 декабря на территории нашего региона дорогу до Казани пришлось даже перекрывать.
Так стоит ли эта дорога своих денег? Наши коллеги из 116.RU спросили об этом у автоэкспертов.
«Лучше бы эту трассу вообще не открывали»
Независимый автоэксперт Вячеслав Чулков поддерживает мнение большинства — ценник на дорогу действительно задран, причем необоснованно. По его мнению, дорога уже не соответствует обещаниям «Автодора», ведь доехать за 6,5 часа до Москвы из Казани никак не получится.
— Если ехать с максимально разрешенной скоростью 110 км/ч, то время в пути составит уже 7,3 часа. Но каждый автомобилист понимает, что ехать всё время с такой скоростью тоже не получится. Как минимум на одной заправке вы не проедете: машина скушает порядка 80 литров бензина, а значит, придется останавливаться и заправляться. И потом 7–8 часов сидеть безвылазно тоже очень тяжело, обычно водителю в такой долгой дороге нужно останавливаться, чтобы сходить в туалет, банально в себя прийти, — говорит наш собеседник.
На практике, отмечает Чулков, реальное время составит намного больше 6,5 часа. Впрочем, это же отмечают и водители, которые уже опробовали трассу.
— Если разрешенная скорость составляет 110 км/ч, то ехать автомобилист будет со скоростью 90–100 км/ч, а это 9–10 часов езды. Так что заявление, что эта дорога значительно сократит время в пути из Казани до Москвы, — это ложь, — считает Чулков.
«Возникает вопрос: если за бюджетные средства, за наши налоги строят трассу, то почему с нас снова начинают брать деньги?»
Говоря о стоимости, эксперт отметил, что М-12 не имеет никакого экономического смысла. Ведь с учетом бензина стоимость проезда просто-напросто удваивается.
— Если мы поедем на легковом автомобиле, то стоимость бензина на весь путь составит где-то 4,5 тысячи рублей. Я сейчас беру не самый большой расход, в среднем 10 литров на 100 км. А если с нас берут еще 4,5 тысячи рублей просто за право проехать по этой трассе, то понятно, что стоимость поездки удваивается, и это слишком заметно. В итоге получается цена 9 тысяч рублей.
По мнению эксперта, намного выгоднее будет доехать до Москвы на поезде или на самолете.
— Доехать до Москвы из Казани на поезде можно будет всего лишь за 3600 рублей в среднем, и это в купе. Да, вы доедете уже не за 10 часов, а за 12. Но вы сэкономите кучу сил и денег. А если вы торопитесь, то тут уже можно будет взять билет на самолет, который вам обойдется в среднем от 2,5 до 5 тысяч рублей. Даже с учетом того, что вам нужно будет заранее выезжать в аэропорт и всё в таком духе, это все равно получается намного быстрее и дешевле, — объясняет Чулков.
Исходя из этих факторов, трасса принесет намного больше социального вреда, чем пользы, говорит собеседник. Особенно с учетом того, что дорога была построена на бюджетные деньги.
«Эта дорога скорее будет востребована для более богатой прослойки населения, которая может деньги не считать»
— Лучше бы эту трассу вообще не открывали. Цены задраны выше крыши. И возникает вопрос: если за бюджетные средства, за наши налоги строят трассу, то почему с нас снова начинают брать деньги? Сейчас люди болезненно относятся к социальной справедливости, — считает эксперт.
По предположению Чулкова, в скором времени с трассой М-12 повторится тот же прецедент, который был с трассой М-11 в свое время. Ведь спустя какое-то время после ее открытия бесплатную трассу М-10 стали искусственно ухудшать.
— У нас есть опыт трассы М-11, который показал, что из-за задранной цены нет того платежного спроса, как планировалось. Тогда, чтобы перевести автомобилистов с бесплатной М-10 на платную М-11, организовали кучу ремонтов, перекрытий, чтобы искусственно ухудшить условия. Я думаю, с М-7 повторится то же самое, чтобы заставить людей перейти на М-12.
Как итог, говорит эксперт, трасса будет невостребована ни среди простых граждан, ни среди коммерческих грузоперевозок. Возможно, будет интересна лишь среди той прослойки населения, которая такую трассу ждала очень давно.
— Я считаю, что эта трасса будет невостребована. Даже для коммерческих перевозок, ведь для грузовых автомобилей стоимость этого же проезда будет уже выше, а коммерция деньги считать умеет. Эта дорога скорее будет востребована для более богатой прослойки населения, которая может деньги не считать, но у нас таких немного. По оптимистичным прогнозам, с М-7 уйдет максимум 20% трафика, которая будет состоять вот из таких автомобилистов.
«Если бы дорога была построена не за счет государства, она была бы золотой»
Еще один автоэксперт, блогер Петр Шкуматов, не спорит с тем, что цена за проезд может показаться высокой. Особенно если сравнивать со стоимостью билета на самолет. Но если смотреть чуть шире, складывается совсем другая картина.
— Прямое сравнение с авиаперелетами не в пользу платной дороги, но если считать тщательнее и посчитать другие расходы, то проезд по М-12 оборачивается экономией. Люди выбирают автомобиль не столько для того, чтобы добраться из точки А в точку Б, сколько для того, чтобы иметь определенную свободу. Ведь когда вы приедете в определенный город, вам не нужно будет платить за такси, у вас не будет проблем с тем, чтобы куда-то поехать. Банальный пример: стоимость такси в том же Петербурге от Кудрово до аэропорта Пулково может достигать до 3 тысяч рублей. Так что, хоть вы и заплатите больше за проезд по платной дороге, но уже в том городе, куда вы приедете, вы заплатите меньше. Плюс багажа можно взять с собой больше, а не максимум 23 кг, как в самолет.
Именно поэтому, считает Шкуматов, М-12 будет востребована среди автомобилистов. Особенно среди тех, кто знает, что такое ехать по бесплатной дороге со всеми ее минусами.
«Если бы в нее вложились только частные инвесторы, проезд по этой дороге стоил бы 30–35 тысяч рублей»
— У платной дороги есть 100% преимущество. Я сам ездил в Екатеринбург по бесплатной дороге, я ехал 30 часов. Иногда 36. Тут еще нужно учитывать ночевку, за которую тоже нужно заплатить и потратить на это время. Плюс еще надо чем-то позавтракать. Еще очень сильно утомляетесь в дороге. Одно дело, когда ты выехал на платную дорогу и можешь спокойно ехать 110 км/ч без всяких камер с ограничением движения. Другое дело, когда ты едешь 30–36 часов. Ты уже как минимум приезжаешь измотанный, уставший, — объясняет свою позицию собеседник.
Что касается стоимости, то Шкуматов уверяет: она абсолютно обоснована. Да, трассу построили в том числе на бюджетные деньги, но это не отменяет факта, что в дорогу вложились и частные инвесторы. Последним как раз-таки вложенные средства и нужно окупить.
— «Автодор» выпускает облигации и продает их на финансовом рынке. Огромное количество граждан покупают эти облигации и таким образом инвестируют в эту дорогу. Их доходность на время строительства дороги составляла 10%. Если предположить, что они привлекли триллион рублей заемного капитала, то 100 миллиардов рублей они должны отдавать только на проценты. А то, что часть дороги построена за бюджетный счет, говорит только о том, что она бесплатная для автомобилистов — они платят эти 5 тысяч лишь за ту часть, которая построена на деньги инвесторов, — поясняет Шкуматов.
По его словам, водители, которые критикуют «Автодор» за якобы задранный ценник, не понимают, что частные инвесторы тоже должны окупать свои вложения. А как «Автодору» отдавать им деньги, если они их не печатают? Конечно же, брать с автомобилистов.
— Если бы дорога была построена не за счет государства, она была бы золотой. Если бы в нее вложились только частные инвесторы, проезд по этой дороге стоил бы 30–35 тысяч рублей. И кто бы тогда по ней ездил за такие деньги? А государство, за счет преимущественного финансирования, делает тариф приемлемым для людей. И мы еще с вами обсуждаем, дорого это или нет, — говорит эксперт.
Шкуматов отмечает, что для того, чтобы эта дорога окупилась, необходим трафик как минимум в 300 тысяч автомобилей в день. Но его нет и никогда не будет.
— Если будет проезжать 20 тысяч в день, как того хочет «Автодор», то, чтобы хотя бы отдать проценты, нужно потратить очень много времени. Поэтому и нужно государство и его деньги, чтобы тариф был не 30 тысяч за проезд, а 5 тысяч. Ну и люди, которые купили эти облигации, — это такие же граждане, как и мы с вами, автомобилисты. И что критики предлагают, чтобы «Автодор» кинул держателей этих облигаций, лишь бы стоимость проезда стала ниже?