Правительство Нижегородской области и Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей (НАПП) обсудили настоящее и будущее региональной промышленности, риски и пути преодоления проблем. Основной из них названы «неправильные управленческие решения федерального правительства».
Рост нижегородской промышленности опережает средний по России. За первое полугодие 2018 года предприятия региона отгрузили своей продукции на сумму 692 миллиарда рублей — на 12,7% выше, чем за тот же срок в прошлом году. В основном объем формируется за счет обрабатывающих производств: их доля — 623 миллиарда рублей, а показатель роста — 13,1%.
Наибольший рост наблюдался в металлургии — 18,7%, химической промышленности — 36,7%, в производстве электрического оборудования — 37%, в изготовлении одежды — на 17,8%.
По объему отгруженной продукции промпроизводства Нижегородская область занимает 5-е место в ПФО и 14-е место в РФ. В обрабатывающих производствах — 2-е место в ПФО (после Татарстана) и 7-е место в России, рассказал и. о. регионального министра промышленности, торговли и предпринимательства Игорь Сазонов.
— Текущее состояние промышленности не обладает достаточным потенциалом для придания ей прорывного ускорения к лидерству, а лишь способно сохранять стабильные темпы роста, — заявил Сазонов. — Перед нижегородской промышленностью стоят задачи более амбициозные — по достижению глобальной конкурентоспособности, максимальной эффективности и высокой производительности труда. И в этом мы должны быть лидерами в РФ.
Кроме нацпрограмм, которые готовит федеральный кабмин, нижегородское правительство предпринимает свои меры поддержки предпринимательства. В частности, подписано соглашение с Российским экспортным центром.
— Мы сформируем пул из 30 экспортно ориентированных предприятий, с которыми будем отрабатывать все формы государственной и региональной поддержки, чтобы они могли уверенно себя чувствовать и при выходе на внешний рынок, и работая на нем, — пояснил и. о. вице-губернатора Евгений Люлин. — Надо брать предприятия, которые уже имеют этот потенциал, имеют желание, перспективы. Но не имеют достаточных возможностей. Потому что выход на экспорт требует больших издержек — и технологических, и лицензионных, и маркетинговых, и многое другое.
За полгода в РЭЦ направлено 112 заявок, 58 нижегородских компаний уже воспользовались его инструментами, на рассмотрении находятся еще 33 заявки.
Серьезный резерв для развития промышленности представляют незадействованные производственные мощности, которых в Нижегородской области достаточно много. Простаивают производства на «Горьковском автомобильном заводе», на авиационном заводе «Сокол», на машиностроительном заводе концерна «Алмаз-Антей».
— Существующие объемы не задействованы по целому ряду причин: нет государственных заказов, нет потребителей этой продукции, устаревшее оборудование. Работа идет, меняется соотношение простаивающего оборудования, но оно существует, — объяснил Люлин. — Мы оцениваем его потенциал в 350–400 миллиардов рублей, если ввести в действие все простаивающее оборудование на всех предприятиях по всей Нижегородской области. Это, конечно, экспертная оценка, но я думаю, что она близка к реальной.
Новая мера региональной поддержки — субсидия на возмещение части процентов по кредитам, взятым на реализацию инвестиционных проектов. Ее размер — не более 5 миллионов на одно предприятие. На сегодняшний день подана 21 заявка на сумму 54 миллиона рублей. Хотя поначалу у губернатора просили на эту программу миллиард, но не выбрали даже 100 миллионов. Проблема в сложных условиях кредитования, считает и. о. вице-губернатора. А чтобы получить поддержку, нужно взять кредит.
— Во-первых, банки себя ведут достаточно жестко. Во-вторых, условия не самые лучшие, особенно для малого и среднего бизнеса. Поэтому берут мало кредитов. Условия предоставления кредитных ресурсов у нас в целом по стране — это беда, мы же все это понимаем, — заметил Евгений Борисович. — Процентные ставки немаленькие. Даже с учетом компенсации они достаточно болезненные.
— Большие залоги, — добавил гендиректор НАППа Валерий Цыбанев. — Сейчас условия такие, что он должен в залог отдать личное имущество, имущество своей семьи — ну кто пойдет на это? Выкручивают руки — мама не горюй.
Существует еще поддержка регионального Фонда развития промышленности. Это заем от 20 до 100 миллионов рублей под 1,5–5% годовых на условиях софинансирования с федеральным фондом. Но ее получить сложно. За время своего существования фонд одобрил 15 из 150 заявок на общую сумму 640 миллионов рублей. Федеральный фонд за полгода принял 3 нижегородских заявки на 771 миллион рублей.
Что касается планов на будущее, то в этом году, по расчетам правительства области, объем отгруженной продукции должен достичь 1,282 триллиона рублей, в будущем году — 1,368 триллиона, а к 2020 году — 1,4 триллиона. Но Цыбанев уверен, что нижегородским промышленникам по плечу достичь последнего результата уже в этом году. Только за первое полугодие отгрузили продукции на 700 миллиардов рублей.
Говоря о проблемах и рисках для предприятий, Валерий Николаевич отметил, что все они «федерального уровня». Например, повышение ставки налога.
— Вот смотрите: нежданно-негаданно нам правительство РФ подкинуло плюс 2% по НДС. Мы ожидаем, что они будут снижать налоги, как это делает президент Трамп в Америке, а они нам добавляют, — говорит гендиректор НАППа. — Я помню, когда был председателем правительства Фрадков (с 2004 по 2007 год. — Прим. ред.), он был согласен до 13% снижать. А Кудрин, будучи тогда министром финансов, и министр экономики Греф пролоббировали решение оставить на прежнем уровне. А теперь вообще вернулись к 20%.
Тем не менее ни на одном предприятии на фоне увеличения налога не заявили о сворачивании деятельности или сокращении производства.
— Мы привыкли работать «вопреки». Придется поджиматься по каким-то статьям. Продукцию предприятия все равно нужно продавать. Если мы будем повышать цены, то продажи упадут. Будем нивелировать — нам не привыкать, — заявил Цыбанев.
Вторая проблема — конверсия. Она касается всех предприятий военно-промышленного комплекса, которых много в Нижегородской области.
— Мы очень тревожно к ней относимся, поскольку проходили уже в 90-х годах, когда нас бросили в эту пучину конверсии. Предприятия сковородки делали, авиационный завод теплицы выпускал, — напомнил Валерий Николаевич. — Мы подготовили обращение к правительству, чтобы оно разработало государственную программу диверсификации с определением приоритетов гражданской продукции. Рынки-то есть — куда ни плюнь, все закупается за рубежом — надо только грамотно выстроить государственную политику в этом направлении.
Надвигается еще одна проблема: в федеральном правительстве готовится закон о том, что спецсчета предприятий, которые используются для выполнения гособоронзаказа, переведут в один банк (сейчас уполномоченных банков 8). В качестве опорного выбран «Промсвязьбанк», у которого нет ни дополнительных офисов, ни филиалов, ни достаточного количества сотрудников. Если это случится, может наступить коллапс, считают бизнесмены.
— Проблемы есть, и это не ураган, не стихия, а субъективные решения, принимаемые на уровне федерального правительства, — подытожил Валерий Цыбанев. — Мы несем потери от принятия неправильных управленческих решений нашего федерального правительства. Поэтому будем подключать все силы, чтобы не допускать чрезмерного обременения наших предприятий, административных барьеров и так далее.