Неоднозначная ситуация сложилась в городе Богородске Нижегородской области. Там предприятие по обработке кожи, мэрия, ресурсоснабжающая компания и частное лицо никак не могут договориться о сливе отходов. У каждой стороны свое видение ситуации и свои варианты решения проблемы. Мирным путем договориться уже не получилось — возбуждено два уголовных дела.
Богородск — крупный центр кожевенного производства. Обработка кожи — это достаточно вредное для окружающей среды дело, и у каждого предприятия должны работать свои очистные сооружения. В идеале только после очистки стоки должны попадать в городскую канализацию. Но на деле все не совсем так.
Завод «БКЗ» открылся в октябре прошлого года в старом здании другого кожевенного завода, который не функционировал с 2015 года. «БКЗ» также занимается обработкой кожи, при этом самую вредную часть производства — золение — на заводе не делают, работают с заготовками. Обороты у предприятия пока небольшие, и стоков, по словам сотрудников завода, тоже немного — 1600–2000 кубометров в месяц (в то время как другие кожевенные заводы сбрасывают 10–15 тысяч кубов).
Итак, завод принял на работу людей, взял заказы и столкнулся с проблемой: 6 декабря 2019 года ресурсоснабжающая компания Муниципальное унитарное предприятие «ПУКХ» (учредитель — администрация Богородского района) перекрыла предприятию водоотведение, поставив заглушку. А заодно — и частному лицу, которое было подключено к заводской канализации много лет назад. Официальной причиной стало отсутствие договорных отношений между организациями, а частное лицо, что называется, попало под раздачу.
Завод в лице арендодателя — ООО «НАППА» — обратился в МУП «ПУКХ» с просьбой заключить договор на водоотведение, получил отказ и предложение построить свой коллектор. Якобы прежний находится в аварийном состоянии.
— Предложили нам выстраивать новый коллектор, длиной 2 км. «Придите, возьмите технические условия». Мы даже на это согласны, но дайте нам сроки хотя бы до лета, — рассказал директор «БКЗ» Ярослав Кочержук. — Ни в какую не хотят, принципиально. Даже просто под хозяйственные нужды — у нас есть столовая, котельная — не соглашаются открыть канализацию. Такое ощущение, что они просто не хотят, чтобы эта площадка запускалась.
У ресурсоснабжающей организации другое мнение:
— Срок эксплуатации коллектора — 25 лет. И еще 25 лет — после капитального ремонта, — прокомментировал ситуацию директор МУП «ПУКХ» Олег Романов. — Коллектор еще ни разу не ремонтировался. Сбрасывать в него заводские стоки нельзя.
При этом в официальном ответе на запрос NN.RU в администрацию Богородска об аварийном коллекторе нет ни слова. Зато сообщается, что канализации нет потому, что нет договора, а он не заключен из-за того, что ООО «НАППА» не предоставило необходимые документы.
Отсутствие договорных отношений между компаниями вылилось в возбуждение уголовного дела по статье 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» в отношении директора МУП «ПУКХ» Олега Романова.
Дело в том, что до 6 августа 2019 года водоотведением занималась компания ООО «Транзит». Затем власти города решили поучаствовать в федеральных экологических проектах и передали контроль за стоками муниципальной организации. Согласно Федеральному закону «О водоснабжении и водоотведении», МУП «ПУКХ» в течение полугода обязано было направить уведомление абонентам о перезаключении договоров, но не сделало этого.
Сам Олег Романов с обвинениями не согласен. В разговоре с NN.RU чиновник сообщил, что защищает в первую очередь интересы жителей Богородска и окружающую среду:
— Если бы стоки соответствовали нормам — проблемы бы не было, но у них показатель хрома превышен в 13,6 раза.
Романов пообещал подтвердить свои слова документами, но на момент публикации редакция их не получила.
Сейчас очистные сооружения на заводе действительно не действуют — не хватает оборудования. Для запуска очистных нужно 185 000 евро, а таких средств у завода нет. Предприятие просит у властей отсрочку на год, а пока планирует разбавлять стоки чистой водой, чтобы концентрация вредных веществ не превышала нормы района.
Такое решение вопроса может показаться странным — ведь все равно все вредные вещества попадут в канализацию. Но в ответ на прямой вопрос: «А очищают ли свои стоки другие кожевенные заводы Богородска?» директор МУК «ПУКХ» Олег Романов признался, что все они, так или иначе, работают с нарушениями.
— По мнению администрации Богородского района, МУП «ПУКХ» предпринимает все возможные меры для предотвращения экологической катастрофы, ущерб от которой в виде штрафных санкций для муниципального образования может превысить сотни миллиардов рублей, — сообщили в администрации Богородска.
Также Романов сообщил, что заглушка выставлена согласно предписанию природоохранной прокуратуры.
Установку заглушки в правоохранительных органах расценили как превышение должностных полномочий и завели в отношении Романова еще одно дело — по статье 286 УК РФ.
Завод в лице арендодателя ООО «НАППА» был признан потерпевшей стороной по двум уголовным делам.
За три недели после установки заглушки и у завода, и у частного абонента накопилось немало нечистот:
— Все потекло через край под Новый год, — рассказала NN.RU Елена Внукова, то самое частное лицо, чья канализация подключена к заводской трубе. — Затопило подвал. Колодец не герметичный, и когда вода начинает процеживаться — все течет в подвал. А у меня там стоит газовый котел — это очень опасно. И если завод хоть как-то предупредили об отключении канализации, то меня — нет.
Елена Внукова живет с частном доме рядом с заводом вместе с 83-летней мамой — вдовой участника ВОВ, дочерью и грудным малышом.
— Я обращалась и к Сочневу, на тот момент и.о. обязанности мэра города и главы Богородского района. На словах он сказал: «Будем строить новую канализацию». Но это все он перепоручил Романову Олегу Николаевичу, директору МУК, — рассказала Внукова. — Они несколько раз выезжали, рассматривали вариант подключения к другим домам. Решили, что копать нельзя, и нам надо ждать оттаивания грунта. Но все это пустые слова, потому что никаких соглашений со мной не заключали. Они хотели, чтобы я выступала инициатором, постоянно приглашали меня написать заявление о том, чтобы дали технические условия и сделали мне проект, за который я должна буду заплатить.
30 декабря я написала жалобу на действия Романова, 5 февраля пришел ответ. Там было написано: «Придите к нам, напишите заявление, чтобы мы вам рассмотрели условия проведения новой канализации». Но я уже проконсультировалась с юристом, он сказал: «Если вы напишите это заявление, то это будет ваша личная канализация, за ваш личный счет. Даже если они гарантируют, что сделают сами, то все равно смогут в течение трех лет идти в суд и требовать возврат денежных средств». Стоит это недешево: 400 тысяч рублей.
Какое-то время «БКЗ» нанимал илососные машины, решая и свою проблему, и проблему частного дома. Позднее автомобили стали «ловить» местные власти. По словам Романова, такой слив в канализации Богородска также незаконен, так как отходы опасны для окружающей среды.
Мы не можем не привести ответ администрации Богородска по вопросу Внуковой, который радует своей лаконичностью:
— К рассматриваемому коллектору подсоединен один абонент — частный жилой дом, в котором несовершеннолетние лица не проживают. При установке 6 декабря 2019 года заглушки на канализационном коллекторе организована альтернативная схема водоотведения для абонента. Каких-либо жалоб по настоящее время ни в администрацию Богородского муниципального района, ни в МУП «ПУКХ» от данного физического лица не поступало.
В свою очередь, Олег Романов сообщил, что у Внуковой сейчас нет проблем с канализацией. Но не потому, что завод вывозил стоки, а потому, что у завода существует второй коллектор — туда уходят отходы от частного абонента, а также, считает Романов, завод незаконно сбрасывает свои нечистоты по ночам.
— Я не могу и там поставить заглушку — ведь тогда я отключу частного абонента, — заявил директор ресурсоснабжающей организации.
И это совсем не вяжется с тем, что счет за канализацию Внуковой сейчас не выставляют.
— Мне сделали перерасчет после прокурорской проверки и сейчас денег за канализацию не берут — у меня же ее нет, — говорит женщина.
На заводе «БКЗ» пояснили, что второй коллектор не работает, так как много лет завален, и планируют заказать экспертизу, чтобы это доказать. По их словам, несколько дней назад к колодцу заваленного коллектора подъезжал автомобиль с вакуумными бочками.
— Мы предполагаем, что они что-то туда слили, потом приехали еще раз и пригласили соседей — видимо, понятых, и брали оттуда пробы, — рассказал Ярослав Кочержук. — Мы обратились в прокуратуру.
Но несмотря на то, что прокуратура Богородска 15 января выдала предписание учредителю МУП «ПУКХ» Александру Сочневу (который также является главой администрации города) об устранении нарушения и снятия заглушки на улице Свердлова, ничего сделано не было, и на сегодняшний день завод встал, затопленный нечистотами.
Вот такие канализационные войны.
Следим за развитием ситуации.
Фото: Наталья Бурухина, Ярослав Кочержук
Хотите обсудить материал? Подписывайтесь также на нашу группу «ВКонтакте», нам важно мнение каждого подписчика!