Сегодня бизнесу приходится решать одновременно множество сложных вопросов: как перестроиться на работу в новых условиях кризиса и пандемии, сохранить команду, оптимизировать расходы, найти новые источники заработка. В очередном выпуске рубрики «Маленький, но гордый бизнес» NN.RU рассказывает историю Надежды Мудрецовой.
Много лет она проработала инженером-энергетиком, а четыре года назад вместе с сестрой открыла магазин одежды ENZO. Как запустить магазин с нуля, договориться с торговым центром о новых условиях аренды, создать бизнес-сообщество в своем городе и что делать, когда коронавирус «закрыл» точку, в которую вложено столько денег и сил, — в нашем материале.
«Одежда для тех, кто думает, что носит»
Надежда Мудрецова 7 лет проектировала высоковольтные линии электропередачи. Это работа не из простых — срочные проекты требуют занятости по 14 часов, а то и больше. Однако и платят за нее неплохо. Личные сбережения Надежда вложила в бизнес сестры Натальи Седловой — магазин одежды в Ярославле.
— Почему именно одежда? Мне как человеку с ростом больше 180 сантиметров и 41-м размером ноги всегда было непросто найти нужные вещи. В 80–90-е годы одежды для меня не было. Нас одевала мама по журналам, по «Бурда Мода». Всегда хотелось выглядеть чуть лучше. С точки зрения инженерии, одежда — это инструмент твоего разговора в мире. Как ты себя преподносишь? Можно одеться и на маленькие деньги, но при этом выглядеть очень эффектно. Я понимаю, как человека любых пропорций, от 40-го размера и до бесконечности, одеть так, чтобы он выглядел исключительно, — объяснила предприниматель.
По ее словам, одежда ENZO — это одежда для женщин, которые вникают в то, как они хотят выглядеть и какое впечатление производить. Это средний ценовой сегмент. Средний чек — от 3 до 10 тыс. рублей. В магазине очень трепетно относятся к закупкам: подбирают капсулы под разные типы фигуры.
— Мы ездим на выставки CPM в Москве два раза в год, я езжу сама на производства, которые нахожу, смотрю, как и что шьется, какая атмосфера. Я четко понимаю, что в современном мире не хватает личного внимания. Когда приходит новая коллекция, мы сразу знаем, кому что подойдет, связываемся с покупателями и рассказываем, — отметила Надежда Мудрецова.
Полупустой ТЦ
Вскоре сестры поняли, что нужно масштабироваться, и решили перенести магазин в Нижний Новгород. Для торговой точки они присмотрели только что построенный торговый центр в центре города — «Небо». В открытие вложили несколько миллионов рублей.
— Посоветоваться было не с кем, мы вложили большие деньги. И так получилось, что в ноябре и декабре в ТЦ еще были люди. А в январе 2016 года на год их не стало. Нас этот год научил очень многому. Либо ты все закрываешь и прощаешься с деньгами, либо надо что-то решать. А так как мне эти деньги никто не подарил, я их заработала сама, мы начали искать способы, — вспоминает Надежда.
Переговоры с арендным отделом были долгими и муторными, собственники не хотели идти навстречу магазину и менять условия. Ситуация продолжалась несколько месяцев. Однако вскоре прийти к общему решению все-таки удалось: магазину согласовали переезд в другое место в ТЦ.
Бизнес-проблемы
Предприниматель признается, что в начале работы проблем было много: и с бухгалтерской отчетностью, организационной формой предприятия, и с сотрудниками.
— У нас было и ООО, и ИП, разные системы налогообложения. Как найти того, кто будет все это сдавать? Как и кому доверить все эти печати и подписи… Кучу штрафов заплатили в налоговую инспекцию. <…> С поставщиками тоже бывает сложно, у них бывает эмоциональное выгорание. Нужно постоянно быть в поиске чего-то нового и классного.
На днях случилось и первое мошенничество «от их имени».
— У нас во «ВКонтакте» есть группа, и там одна женщина написала в комментарии вопрос о размере. На что ей в личные сообщения ответил неизвестный пользователь со словами: «Да все есть, вот ссылка на оплату». Наша покупательница, к сожалению, отправила ей деньги, даже не подумав, с какого аккаунта ей написали. И только потом сообразила, что это было мошенничество. Так я поняла, что мы стали популярны, — рассказала она.
Еще один важный вопрос для компании — кадры: «Сколько у нас прошло собеседований, пока мы не нашли людей, с которыми можем работать. Сложно найти человека, заинтересованного в работе, в продажах, в обучении. Мне кажется, что все любят учиться. Но как показала практика, вообще нет. Я купила обучение, прошла его, адаптировала, говорю: «Давайте сделаем». Они на меня смотрят и говорят: «А у нас сегодня выходной». Это же твои знания, и ты будешь больше зарабатывать, и соответственно, жить по-другому. Но у людей есть в голове определенные шаблоны».
«Нам нужно сообщество»
Негативный опыт получилось обернуть на пользу делу. В какой-то момент Надежда Мудрецова поняла, что ей не хватает знаний и связей. Бизнес-тренерам доверия нет, а дополнительное высшее образование получать слишком долго. Так появилась идеи создать в Нижнем Новгороде сообщество женщин-предпринимателей. Похожее объединение уже было в Ярославле.
— Каждую неделю мы проводим встречи, на которых выступает спикер и помогает решать какую-то практическую задачу для бизнеса: экономика, нетворкинг, кадры и так далее. Это колоссальный ресурс, и наши участницы реально растут в заработке. Найти эксперта в той или иной отрасли — самая большая боль у предпринимателя. И с появлением сообщества у нас везде свои люди. Мы делаем совместные маркетинговые акции, обмениваемся аудитории, постоянно качаем друг друга. У многих начинающих такого ресурса нет. Наша сила в объединении, — делится бизнес-леди.
Еженедельные встречи вскоре пополнились конкурсом «Королевы бизнеса» и премией «Женщина года».
«Для кого-то с началом пандемии начались выходные. У меня не было еще ни одного»
Вскоре было решено обновить интерьер в магазине. 7 марта этого года он открылся после ремонта, а 27 марта торговые центры закрылись из-за пандемии коронавируса. Преображение магазина, по задумке предпринимателей, должно было увеличить оборот как минимум на 40%. Однако сегодня эти расчеты неактуальны. По мнению бизнес-леди, в ближайшее время ритейл потеряет до 50% оборота.
— С начала пандемии для кого-то начались выходные. У меня не было ни одного выходного. Я не посмотрела еще ни одного фильма. Не знаю, радоваться этому или нет, — улыбается Надежда Мудрецова.
За первые десять дней был отлажен интернет-магазин. Около 14 дней с начала режима самоизоляции люди были будто в спячке. Никто не понимал, что будет дальше, боялись тратить деньги.
— Через две недели все оживились. У нас начались продажи. Мы стали делать доставки в Москву, Владимир, Киров. У нас везде заключены договоры. Конкурсы, вовлечение, продажа. Для меня это новый опыт, — делится героиня.
По ее мнению, прежних офлайн-продаж даже после победы над коронавирусом ждать не приходится.
— Я не могу сказать, что я на 100% перестроилась, потому что еще очень многое нужно освоить: таргетированную рекламу, SMM и прочее. И я в это сейчас вкладываю, мы разбираемся с этим. Я пока не готова с Wildberries и LaModa соревноваться. Но может быть, когда-нибудь мы выйдем на такой ресурс, — надеется предприниматель.
Если у вас или у ваших знакомых тоже есть своё небольшое дело, за которым стоит интересная история создания, или вы готовы рассказать о трудностях, с которыми столкнулись и о своей экономике, пишите нам на news52@iportal.ru!