В Канавинском районном суде гособвинитель попросил признать бывших сотрудников полиции Сергея Лебедева, Николая Атамашко и Алексея Хрулева виновными в пытках задержанного Леонида Мурского в марте 2015 года и приговорить каждого к пяти годам лишения свободы. Они обвиняются в пытках Леонида Мурского: по версии защиты, в 2015 году потерпевшего избили и заставили под диктовку написать явку с повинной о сбыте и производстве наркотиков. Эту информацию 7 июня подтвердил NN.RU правозащитник.
Мурский обратился за помощью в Комитет против пыток шесть лет назад. Он рассказал, что его задержали полицейские и доставили в отдел № 7, после чего начали угрожать убийством, избивать и требовать написать ложную явку с повинной.
— В кабинете я сел на стул, после чего сразу получил от полицейского удар в лицо. При этом он грубо сказал: «Такая тварь, как ты, должна сидеть на полу, еще не заслужил сидеть на стуле». Я уже был весь в крови, воспринимал обещания вывезти меня на Гребной канал как прямую угрозу моей жизни, поэтому под диктовку полицейского написал явку с повинной. Также под диктовку они заставили меня написать подробности изготовления наркотических средств, — вспоминал Мурский.
Чуть позже Мурского отпустили из отдела под подписку о невыезде. Он обратился в травмпункт, где у него зафиксировали ушибы лба и подозрение на перелом тел 6–7-го шейных позвонков. Судебно-медицинская экспертиза расценила травмы как причиненный легкий вред здоровью. Мурского осудили на четыре с половиной года 3-й части статьи 30 и пункту «г» 4-й части статьи 228.1 УК РФ «Незаконные производство, сбыт психотропных веществ, совершенные группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам».
Юристы Комитета против пыток обратились в Следственный комитет и МВД с требованием возбудить уголовное дело, однако во время доследственной проверки прокуратура отказывала в этом шесть раз. В 2017 году правозащитники отправили жалобу в ЕСПЧ, где заявили, что прокуратура нарушила статьи Европейской конвенции, запрещающие применение пыток и гарантирующие эффективное расследование.
Дело все-таки было возбуждено в 2019 году: бывших сотрудников полиции обвинили по третьей части статьи 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий с применением насилия». Расследование приостанавливали несколько раз из-за пандемии коронавируса. Сейчас подозреваемые находятся под подпиской о невыезде. Ни один из экс-полицейских вину не признал. Сегодня государственный обвинитель Николай Минюхин счел вину подсудимых доказанной и просил суд приговорить каждого к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима.
Прямо сейчас в суде проходят прения сторон. Сегодня приговор, скорее всего, вынесен не будет, но обвиняемые выступят с последним словом. Об этом рассказал NN.RU правозащитник из Комитета против пыток Альберт Кузнецов.
— Юристы КПП, безусловно, довольны решением гособвинителя. Для нас важно, что государство установило факт [преступления] и установило виновных. Дело, конечно же, возбудили после нашего обращения в ЕСПЧ — я связываю [происходящее] именно с этим. Лично мое мнение — они зашевелились только после Европейского суда. Там сейчас дело всё еще на рассмотрении, решение еще не вынесли. Была коммуникация, суд задавал вопросы — скорее всего, после этого дело и началось. Вынесение решения можно ждать от пяти до двадцати лет, — рассказал Кузнецов.
Напомним, ранее подозреваемые назвали обвинение в пытках ложным доносом. В 2017 году страсбургские судьи задавали российским властям вопросы о том, подвергался ли Мурский пыткам в полиции и было ли эффективным расследование его жалобы на национальном уровне, после чего следствие задержало экс-полицейских. В 2020 году случилась похожая история: бывшего начальника ветлужского уголовного розыска Антона Мергулова обвинили в пытках двух задержанных. Мергулов признал вину и получил пять с половиной лет условного срока.