В 2021 году, 19 июня, на Бору нашли мертвой пропавшую гражданку США, студентку ННГУ имени Лобачевского Кэтрин Илейн Сироу. Тело американки следователям показал мужчина, которого подозревали в ее убийстве. Незадолго до своей смерти девушка написала матери SMS-сообщение о том, что ее похитили.
Cейчас подозреваемый в ее убийстве находится под стражей и ждет, когда ему вынесут приговор. Однако родственники Кэтрин недовольны российским судом. На процесс по делу девушки не допускают слушателей и представителей со стороны Сироу. Корреспондент NN.RU пообщался с Мэри-Клэр, сестрой погибшей, чтобы узнать, почему их семья не может полноценно следить за процессом над предполагаемым убийцей Кэтрин.
«Кэтрин полюбила этот город»
— Расскажите мне немного про Кэтрин. Каким человеком она была?
— Кэтрин была такой доброй, такой умной, такой веселой. Она хотела узнавать новое. Всегда старалась преуспеть в начинаниях и стремилась начать что-то еще. Когда мы были малышками, она играла на скрипке, ходила в класс по каллиграфии, брала уроки по ювелирному делу. А еще у нее были книжечки, которые она сама писала, с кучей фактов о лошадях. Кэтрин в детстве всегда могла сама себя занять и развлечь. Ей вполне хватало собственной компании. Она была самодостаточной, очень искренней и уникальной.
— Кэтрин была старшей сестрой и действительно всегда заботилась обо мне и защищала. Когда мы были детьми, она придумывала игры, в которые мы могли поиграть, или находила нам что-то веселое, чем можно заняться. Когда мы повзрослели, Кэтрин часто мне звонила, чтобы рассказать о каком-то новом деле, которое ее сейчас интересует.
— Она служила в армии, так ведь? Почему она приняла такое решение?
— Колледж в США стоит очень дорого. У нашей семьи просто не было таких денег, чтобы обучить нас двоих, не влезая в кредиты. Кэтрин не хотела долгов. Я думаю, она правильно поступила, что пошла в армию, потому что после службы ей бы оплатили учебу в университете. А я взяла кредит на учебу и позже, конечно, об этом пожалела.
Сестра служила в морской пехоте, и, думаю, ей нравилось изучать на службе новые вещи. Кэтрин организовывала припасы для своего подразделения. Она многое усвоила на работе с погрузчиком. Там было много логистики. Она всегда круто справлялась с пазлами — ее работа была как один большой пазл.
— А почему она решила поехать в Россию? Почему именно в Нижний?
— Она хотела изучать право, а ехать в мегаполис у нее не было желания. В ННГУ была самая хорошая программа. До своего переезда Кэтрин о Нижнем Новгороде знала немногое, но когда она тут обосновалась, то полюбила город.
— Как ей жилось в Нижнем? Она тосковала по дому? Вы часто созванивались?
— Кэтрин любила Нижний Новгород. Ей было легко передвигаться по городу. В Нижнем много вкусной еды, красивого искусства и архитектуры, которая действительно заслуживает внимания. Она любила своих преподавателей в университете и других студентов. Вне учебы она завела дружбу с несколькими нижегородцами. Они стали хорошими товарищами. Она часто звонила мне и маме. Не потому что скучала по дому — скорее, потому что ей нужно было поделиться с нами приятными впечатлениями. В Америку она возвращаться не хотела — была так счастлива, что может учиться. Конечно, она могла иногда сказать, что устала от университетской нагрузки. Она уставала, как и все студенты, время от времени. При этом она с огромным нетерпением ждала каждого нового учебного года.
«Четыре бесконечно долгих дня»
— Как вы узнали, что Кэтрин пропала? Что вы делали, когда узнали, что ее ищут волонтеры и полиция?
— Мама узнала раньше, чем я. Она пыталась сохранить это в секрете, не хотела, чтобы я переживала. Через день после того, как сестра пропала, журналисты из России позвонили мне, спрашивали о происшествии. Я спросила маму о том, что происходит. Тогда она мне обо всём рассказала. Я сорвалась с работы и начала обзванивать каждого, кто мог бы помочь.
— Вы что-то еще пытались предпринять?
— Всё, что могло, по нашему мнению, хоть как-то помочь ситуации. Мы общались со Следственным комитетом и представителями ННГУ. Пытались определить местонахождение телефона Кэтрин. Пришлось получить ордер на обыск в Штатах, согласовать всё со Следственным комитетом, посольством США в России и ФБР. Мы позвонили с просьбой о помощи множеству сенаторов — пытались ускорить этот процесс. В конце концов именно нижегородский Следственный комитет нашел человека, убившего Кэтрин.
— Сколько прошло времени после пропажи Кэтрин до момента, когда удалось обнаружить ее тело?
— Четыре бесконечно долгих дня. Но когда ее наконец нашли, всё стало намного хуже...
— Знала ли Кэтрин своего убийцу? Они были знакомы?
— Конечно нет. Это был абсолютно незнакомый ей человек.
«Нам сказали, что допустить наших представителей невозможно»
— У вас возникли проблемы с российским судом: якобы на суд по делу Кэтрин не допускают слушателей с вашей стороны. Вашу сторону совсем никто не представляет?
— Мы хотели получить визы, чтобы приехать, но нам сказали, что это невозможно.
— Правда ли, что никому не позволено быть слушателем в зале суда или представителем со стороны Кэтрин?
— Да, когда мы были в России, нам сказали, что нам разрешат найти слушателя или представителя. Сказали, что мы по нашему выбору сможем найти человека, чтобы он стал нашим доверенным лицом. Но этого не случилось.
— А как объясняют такую закрытость процесса?
— Суд закрытый. Обосновывают пунктом 3 части 2 статьи 241 УПК РФ. Из него следует, что заседание может быть закрыто (но это не обязательно, на усмотрение судьи. — Прим. ред.), когда рассматривается уголовное дело о нарушении половой неприкосновенности. Якобы рассмотрение дела на открытом судебном заседании могло привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников судебного процесса. Нам сказали, что допустить наших представителей невозможно, потому что дело рассматривается в закрытом режиме. Нам сказали, что будут информировать нас о деталях процесса, чтобы нашей семье было спокойнее, но информации мало.
— Что американские власти думают о деле Кэтрин?
— Американские власти, в том числе сенаторы, считают смерть Кэтрин ужасной и хотят, чтобы справедливость восторжествовала.
— Вы обращались с вашей проблемой в посольство США в России? Что они ответили?
— Посольство США в России обеспокоено тем, что дело рассматривается в закрытом режиме. Дипломаты неоднократно пытались получить разъяснения по поводу того, почему заседание сделали закрытым, и просили пригласить на него нашего представителя. Эти просьбы были проигнорированы.
«Он должен провести остаток жизни в тюрьме»
— Какое наказание, на ваш взгляд, заслуживает обвиняемый в убийстве Кэтрин?
— Я переживаю, что этот мужчина может убить других женщин, если его освободят. Он и раньше причинял боль женщинам, а теперь он стал более жестоким. Я не думаю, что он изменится и [после отбытия наказания] будет вести себя безопасно для других. Очень важно, чтобы он никогда не смог никого убить. Он должен провести остаток своей жизни в тюрьме, подальше от женщин, которым он может навредить.
— Что вы будете делать, если наказание окажется слишком легким?
— Мы рассмотрим другие средства правовой защиты. Я не до конца знаю, какие инструменты есть в российской правовой системе, но мы хотим, чтобы справедливость восторжествовала. Ради Кэтрин и чтобы никто больше не пострадал от рук этого человека.