Борис Казанцев — нижегородский режиссер, получивший первую известность благодаря рекламным роликам и клипам для ЛСП и Монеточки. С прошлого года он занимается съемками комедийного сериала «На дне», одна из главных тем которого — сохранение деревянного наследия в городе. С чего началась карьера режиссера, как работать со звездами и о чем новый сериал — в нашем интервью.
«Это приятное ощущение, когда делаешь свое творчество»
— Расскажи немного о себе. С чего началось увлечение кино?
— Я родом из республики Мордовия, 22 года живу в Нижнем. Я начал заниматься съемками будучи видеографом. У нас есть такая специальность — видеограф — это человек, который сам покупает технику, камеру и все сопутствующее оборудование. Он может снимать мероприятия, какие-то постановочные ролики, свадьбы.
Я окончил университет в 2014 году и последние два курса начал снимать на камеру, которую родители подарили моей будущей жене. И стал снимать все, что в голову приходило. Должен был какой-то инфоповод, чтобы люди посмотрели ролик, я подумал, что отличный повод — это праздник. Первый ролик мы снимали со своей женой, и он немножечко какую-то аудиторию получил. Я понял, что это приятное ощущение, когда делаешь свое творчество.
— Многие пробуют снимать на камеру. Как получилось от этого дойти до съемки сериалов?
— В моем случае был период, который позволил получить какую-то уверенность именно в режиссуре и написании сценариев. Я года два участвовал в международных конкурсах рекламы. Можно было, находясь в Нижнем, снимать для Coca Cola, например, или для Pringles. Мы увидели возможность писать сценарии по творческому заданию этих брендов, решили попробовать, не веря вообще ни в какой успех, и начали выигрывать.
Мы подумали: «Ой, как здорово это работает, а давайте-ка займемся плотнее». Два года мы занимались этим с моим нынешним оператором. В течение этого времени мы выиграли конкурсов 15.
Этот путь — снимать очень дешевые ролики, бюджет которых 5 тысяч рублей, и выигрывать 15 тысяч евро, — очень вдохновляет. В какой-то момент мне надоело снимать малобюджетные [ролики], мне захотелось не просто придумывать и получать удовольствие от придуманного, снимать как-нибудь и надеяться на большой выигрыш. Мне захотелось иметь больше возможностей на площадке и делать крутой контент. После этого я перешел на клипы.
«Я привез технику и случайно оказался режиссером клипа»
— Мы собирались в Нижнем Новгороде нашим комьюнити: видеографы, продюсеры. Тогда еще не было такого разделения как сейчас — все занимались всем. Мы встретились, познакомились друг с другом, там мы подружились с ребятами из Dope films. В какой-то момент у них возник проект — к ним обратился Олег ЛСП, которому нужно было снять клип «Монетка». Я подумал: «О, ребята, это шанс ваш, вы сейчас снимаете крутой клип, и у вас все получится». Я сказал, что чем могу помогу.
Я приехал, привез технику — и случайно оказался режиссером это клипа. До этого я отказался режиссировать, потому что мне песня не нравилась, очень странная песня. Я понимаю, что ребята созвали кучу народа, которые не знают, что делать. Наверное, я как раз тогда только начал называть себя режиссером, в социальной сети, прежде всего. Я подумал: «Вот потом скажут, получился стремный клип, и там был режиссер Борис, и ничего не сделал».
Мы собрались, спланировали быстренько: что, на каких этажах мы снимаем, какие задумки у нас есть — и сняли. Пока клип не заблокировали, он набрал миллионов 35 [просмотров] (Роскомнадзор заблокировал клип из-за призывов к самоубийству. — Прим. ред.). Потом нам заказали еще один клип — драматичная история, связанная со смертью одного из вокалистов. Мы взяли на себя большую ответственность, потому что клип в память плохим не должен быть, это суперсильно надо сделать. И в 2017 году два клипа дали старт для того, чтобы в дальнейшем заниматься более качественным производством.
— Были ЛСП, Монеточка, трейлер фильма с Данилой Поперечным. Каково вообще работать со звездами, со знаменитыми личностями?
— Волнительно, особенно когда первые разы. Когда работаешь с какой-то известной личностью, ты выстраиваешь проекцию, какой он или она. И всегда она оказывалась ошибочной в моем случае. Они тоже люди, и надо просто представлять, с чем они сталкиваются, чего они боятся, чего они хотели бы и как с ними разговаривать. На данном этапе я пришел к тому, что очень важно делать для человека, который со мной работает, будь это звезда или кто угодно, [все возможное], чтобы ему было суперкомфортно и надежно.
Все разные. Лиза (Монеточка. — Прим. ред.) мне показалась достаточно закрытой, у нас с ней не получилось какого-то панибратского общения, но я ее считаю очень крутой артисткой, у нее это в крови. Она прям звезда. Несмотря на то что такая скромненькая, она может очень круто подавать перформанс, взаимодействовать с публикой, круто вести себя в кадре, ну и творческая личность.
— Как вы связывались с ними?
— Тот период начался с клипов для ЛСП, и потом к нам обратился блогер Егор Лоскутов, с которым мы снимали клип Монеточки. Он имеет контакты с Лизой и связан с разными блогерами типа Поперечного, Satyr и так далее. Это была его инициатива что-то делать, он выступал нашим заказчиком. У нас с Егором сложились теплые дружественные отношения, поэтому мы делали несколько проектов и нам нравилось вместе работать.
Съемки сериала «На дне» в Нижнем Новгороде
— Пока нет заказов на клипы?
— Я особо и не хочу снимать клипы, я занимаюсь сериалами, их написанием, режиссурой. Сейчас я называю себя почти шоураннер (так в мире сериалов называют исполнительного продюсера. — Прим. ред.). Шоураннером я стану, когда выйдет сериал «На дне», который я от начала до конца провел по этому пути, и какой-то результат получим 1 декабря.
— Он выйдет 1 декабря?
— Он не выйдет, просто мы его закончим.
— Расскажи подробнее. «На дне» — о чем этот сериал?
— Главный герой — 28-летний парень, который вышел из тюрьмы спустя три года отсидки. Он приходит домой к своей бабушке, которая умерла, пока его не было, и выясняет, что она была кладменом и получала товар от полицейского. Бабка взяла большую партию товара от полицейского и не вовремя умерла. Долг перекочевал к Степе.
Степа живет в комнате, которую ему завещала его бабка в деревянном доме на Короленко 38, который очень хочет снести застройщик для строительства ТЦ. То есть с одной стороны мент, который требует от него долг, с другой — застройщик. И Степа, будучи быстро придумывающим всякие идеи человеком, предлагает застройщику: «Давай я выселю всех жильцов за какие-то копейки из этого дома, а ты заплатишь те деньги, которые я должен полицейскому». И на этом строится весь сезон сериала на вот этом взаимодействии.
Первую половину сезона Степа пытается выселить людей из дома, делая это не нарушая закон. Он находит каждый раз болевые точки соседей, чтобы их выселить, но потом они все объединяются и спасают дом.
— Это одна из сторон. А вторая?
— А социальная — это про город. Для меня Нижний Новгород — это образ эклектичного сочетания: деревянная архитектура плюс современная стеклянная. Есть проблемы с сохранением этих домов. Мне кажется, правы и те и другие: те, кто хотят сохранить вообще все деревянные дома, а другие говорят: «Надо освобождать место новому и нужно находить ответ: что сохранить, а что нет». Это постоянный диалог.
В нашем случае жильцы пытаются охранять дом, используя все, что только можно, чтобы получить поддержку администрации и присвоить дому звание памятника. Дом, в котором мы снимали, прошел похожий путь: он уже получил статус памятника, но чтоб его добиться, людям, которые это делали, пришлось пройти через многое.
И важно было сказать сначала — это комедийный сериал. Вначале звучит как социальная драма, но ни фига, это социальная комедия, очень динамичная, смешная, местами трешовая, с очень хорошим актерским составом. Основной состав — семь человек: мента играет Тимофей Трибунцев — известный актер, крутой и опытный специалист, Татьяна Орлова из «Папиных дочек», игравшая Тамару, у нас играет бабку, Ира Носова, которая играла в «Чиках». Все вместе они создают очень мощную энергию, и круто наблюдать за тем, как они живут в этом доме и пытаются разрешить свои личные и общие проблемы.
«О чем говорить в дорогих сериалах, кроме как не на острые темы»
— Как возникла идея сериала? С чего все началось?
В 2021 году в 800-летие Нижнего Новгорода администрация устроила прием заявок на проекты, которые она может профинансировать. Любой горожанин мог предложить идею по улучшению города в виде проекта. И Глеб Пернаткин, который занимался этим вопросом, спросил, не хочу ли я что-то сделать для города.
Моя большая потребность, чтобы в Нижнем была индустрия. Я подумал, если есть такая возможность, давайте снимем сериал про людей, которые живут в одном месте, как-то их свяжем, хочу, чтобы это было смешно, чтобы это было в Нижнем. Он предложил: «А пусть они живут в деревянном доме» — и рассказал мне про эту тему. Очень болезненная, острая история, чисто нижегородская.
Мы сняли пилотную серию в начале 2021 года, и потом начались попытки ее кому-то показать. Путь был капец какой сложный, потому что большинству платформ не нравилась концепция. Несмотря на то что многие дали отказ, один продюсер очень сильно заинтересовался. Его зовут Леша Сашин, он показал пилот другим креативным продюсерам на платформе (речь идет о Premier. — Прим. ред.), убедил в том, что я адекват, я не просто какой-то сумасшедший из Нижнего. Мы показали достаточно качественный продукт, со своими недостатками, разумеется. Но платформа увидела, что тема региональная, что команда сохранилась, и мы можем сделать несколько серий. Плюс мы очень хотели это сделать.
— Поддержкой пилота занимался город. Это немного удивительно, ведь тема со старыми домами довольно болезненная для Нижнего.
О чем говорить в дорогих сериалах, кроме как не на острые темы. Для Нижнего острая тема — окей, но о ней мы можем говорить разными языками, необязательно говорить все это во мраке. Для кого-то это драма, на ней, на боли, рождается самое смешное, а в смешном есть надежда. Посмеявшись, человек находит спасение. Это ни в коем случае не было насмешкой над проблемой города, потому что мы сами живем в этом городе, мы знаем эту проблему, мы видим эти дома каждый день.
У каждого есть свое отношение к происходящему, мы постоянно сталкиваемся со спорами. На съемках обещали нас сжечь, потому что очень долго работал генератор и мешал спать, потому что мы чуть-чуть за 11 зашли. Но не сожгли, все в порядке, дом цел.
Что происходит с кино в Нижнем
— Как ты видишь вообще киноиндустрию в Нижнем? У тебя есть личная цель, чтобы здесь развивалось свое производство. Что нужно, чтобы оно появилось?
— Для Нижнего Новгорода что-то делается, чтобы проекты приезжали, но нет синтеза с базой индустрии, с людьми, которые развиваются и работают. Нужен налаженный мостик, нужны проекты, связь со специалистами, которые здесь уже есть и которые хотят оставаться и развивать индустрию. Плюс обучение людей, которые пока еще не обладают всеми навыками той или иной специальности в кинопроизводстве.
— Вопрос, который, пожалуй, задают всем режиссерам. Какие фильмы тебе нравятся и что бы ты посоветовал посмотреть?
— Так как я комедийный режиссер, я бы посоветовал посмотреть «Все везде и сразу». Мой любимый фильм, но это никак не относится к тому, что он поможет развиваться как режиссер, но просто я люблю с детства — это «Война миров» Спилберга первая. И я тащусь от масштаба «Парка Юрского периода». Я не могу сказать, что это фильмы, которые заставят задуматься или что-то получить, просто мне нравится этот аттракцион. Фильм должен быть увлекающим.