Зима не щадит никого: переломы, ушибы и другие «приключения», на которые можно наткнуться по пути на работу или домой. В Нижнем Новгороде прогулки по заснеженным улицам могут вызвать весьма неприятные последствия из-за их состояния. Городские власти тем не менее пытаются бороться со стихией, используя разные методы.
NN.RU выяснил, чем и как посыпают дороги, сколько на это тратят бюджетных денег, а также насколько вредна химия под ногами и что будет с этим «букетом» весной.
По данным нижегородского дептранса, дороги обрабатывают несколькими видами противогололедных материалов: комбинированными и химическими. В первую категорию входит песко-соляная смесь, которая обладает функциями фрикционных и химических материалов. Химические же — реагенты и техническая соль. Главное различие — в способе обработки. Песко-соляную смесь нельзя сыпать заранее, иначе теряется эффективность.
Этой зимой на обработку дорог мэрия Нижнего Новгорода выделила 470 миллионов рублей. Власти заявили, что до наступления тепла будет использовано 113 тысяч тонн песко-соляной смеси, 19,7 тысячи тонн технической соли и 5,7 тысячи тонн реагента. Для сравнения — зимой в период с 2022-го по 2023-й на противогололедную обработку выделили 117,4 тысячи тонн песко-соляной смеси, 18,4 тысячи тонн соли и 5,5 тысячи тонн реагента.
Мэрия Нижнего пытается начать использовать больше реагента вместо песка и соли, но, по словам независимого эколога Дмитрия Левашова, все варианты на практике оказываются сомнительными. А с недавних пор начали посыпать дороги вторичными материалами с шахт:
— Помимо использования песко-соляной смеси, у нас используются отходы добывающих производств. В первую очередь — с Пермского края. В этом Соликамском, Березниковском районе есть предприятие горнодобывающей промышленности, то есть рудники, которые добывают полезные ископаемые. Выработку, которую раньше классифицировали как отходы, стало возможно переводить в разряд побочной продукции официально. В принципе, это нормально, но, как говорится, не на все 100%.
Песко-соляная смесь, как рассказал Левашов, используется с давних времен, но при сильно низких температурах, особенно если не соблюдаются технологические регламенты, она неэффективна. Особенно омрачила ситуацию отмена ГОСТов: теперь, по мнению эколога, можно творить что угодно. В обычную рецептуру противогололедной смеси входят хлористый калий и примеси натрия, которые позволяют бороться с гололедом и при низких температурах. Правда, проблема кроется больше не в самих формулах.
— В последнее время периодичность работ по вывозу снега может вызывать некоторые сомнения. Техники стало меньше, значит, часть ее отдают на откуп коммерческим компаниям, потом, соответственно, снижается нагрузка по обработке именно, а не нагрузка интенсивности обработки дорожного полотна. И качество уборки тоже от снега снижается. Одно без другого не может: если просто использовать реагенты на заснеженных дорогах и тротуарах, то это не приведет к должному эффекту. Нужно и убирать, и посыпать, и обрабатывать, — уточнил Левашов.
Именно уборка снега становится камнем преткновения. Если вовремя его убирать, то это значительно снижает негативное воздействие на почву, которая страдает от такого химического «букета». Земля засаливается и становится беднее, из-за чего в летний период почва больше нагревается и превращается буквально в пыль.
— Если делать всё нормально, то воздействие будет минимальным. Интенсивное использование любых противогололедных реагентов, как чистых химических реагентов, наносит вред. Даже использование менее вредных, менее токсичных песко-соляных смесей тоже может быть вредно. То есть, чем меньше зеленых насаждений, тем больше пыли в городе, тем больше летом жители дышат ею, в том числе с токсикантами, потому что на микрочастицы пыли попадают токсичные металлы, токсиканты, которые выбрасываются с отработавшими газами двигателей внутреннего сгорания, — уточнил эколог.
Для человека опасна не столько сама пыль, сколько мелкие частицы, из которых она состоит. Как рассказывал NN.RU врач-пульмонолог Вячеслав Овечкин, в пыли содержится песок, в котором находятся крайне мелкие частицы — силикаты. По химической структуре они очень тяжелые и оседают в удаленных участках легких. При этом, чтобы заработать заболевание, контакт с пылью должен быть довольно частым.
— Сама по себе при вдыхании пыль оказывает раздражающее действие. В целом наш организм рассчитан на то, что мы вдыхаем мелкие частицы, так как у нас есть внутренние барьеры в верхних дыхательных путях и бронхах. Эти частицы оседают на стенках бронхов и в норме выводятся вместе со слизью, то есть организм самостоятельно очистится. Если вдыхание пыли происходит очень активно и постоянно, то это формирует развитие хронических бронхитов и фарингитов, — подчеркнул эксперт.
Если снег не вывозится вовремя, то это напрямую влияет на здоровье людей, особенно на детей, которые ростом гораздо ниже взрослых. К тому же ребята любят покопаться в земле, которая уже пропитана реагентами. Еще один пункт, о котором нельзя забывать — домашние животные.
— В зимний период чем больше сыплют, тем больше нагрузка на нижние конечности домашних животных. Говорю про собак, которых хозяева выгуливают. У животных же нет резиновых сапог или кожаной обуви. Если вы, например, будете во время своего отпуска ходить по засоленному водоему босиком, то просто получите ожог. Еще изнашивается и обувь горожан, которые ходят по тротуарам, дорогам, — отметил Левашов.
С наступлением весны нижегородцы начинают страдать уже от запыления — особенно аллергики. Растения не выдерживают воздействия реагента, что ведет к серьезным последствиям. Одно из возможных решений вопроса — вовремя вывозить из города снег. Но и с этим связаны трудности:
— Посмотрите то, что едет на снегосвалки, это же фактически ТКО (твердые коммунальные отходы. — Прим. ред.). Только снежные массы фактически отходами не являются. Они вроде как и внесены в федеральный каталог, но полноправными отходами в понимании законодательства не являются. Но снег содержит в себе и нефтепродукты, и бензпирен. Там пластиковые бутылки, канистры из-под автомобильных масел, иногда даже автомобильные покрышки. Вот съездите на простую снегосвалку, посмотрите, что там вообще. Они черного и темно-коричневого цвета весной.
Станций снеготаяния, которых можно пересчитать по пальцам в области, явно недостаточно. Из-за этого большая часть снега остается лежать на улицах Нижнего и других населенных пунктов, дожидаясь весны. Отходы проникают не только в почву, но и в реки.
— Ливневки не очищаются, хотя бы от нефтепродуктов. Вы посмотрите, что течет по этим трубам в Волгу и Оку в марте и апреле. Какой становится вода? Ну тут же всё понятно, даже без результатов анализов, а если еще и их посмотреть, то они получают сильный удар по «печени», токсичный удар кулаком. В том числе благодаря ливневкам: это же всё смывается с дорог, радужные пятна нефтепродуктов, снежные массы и дождевые потоки, это всё идет в комплексе. Проблема с реагентами есть, но это просто составная часть одной большой проблемы, — резюмировал эколог.
Заменить «пескосолянку», по мнению доцента экологии Натальи Зазнобиной, можно смесью из мраморной или гранитной крошки и органической соли. В частности, подойдет соль муравьиной кислоты. К слову, такую комбинацию реагентов уже более десяти лет используют от гололедицы в Москве. А в скандинавских странах мраморную крошку используют не один год — ее собирают в одном месте, на станции снеготаяния, моют и используют повторно.