О сооружении гидроузла, который должен спасти Нижний Новгород от затопления и при этом поднять уровень воды в Волге, спорят уже давно. И вот решение принято, плотина появится не выше по течению Волги, а практически в Сормове.
Плотина пройдет через остров Ревякский, который находится недалеко от Сормовского района.
Гидроузел необходим для предотвращения поднятия воды на Чебоксарской ГЭС до пресловутой 68-й отметки. И к ее строительству могут приступить уже в 2019 году. Конфликт вокруг поднятия уровня водохранилища длится десятилетия — «за» выступают РусГидро и официальные руководство Чебоксар: для одних это коммерческая прибыль, для других — деньги в бюджет республики. Нижегородцам подъем угрожает огромными дополнительными тратами и затоплением населенных пунктов, крупных предприятий и памятников культуры. Необходимость сохранения уровня Чебоксарской ГЭС на 63-й отметке последовательно отстаивают все нижегородские губернаторы.
— Низконапорный гидроузел - это единственный на сегодня вариант восстановления судоходства на Волге на участке Балахна — Городец, — считает заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Максим Подовинников, — Нам это дает рост грузопотоков, пассажирских потоков.
Проектировщики и потенциальные строители нижегородского гидроузла тоже считают, что он решит сразу несколько проблем, в том числе и проходимость Волги для речных судов. Они посетили Сормовский район, где и собираются строить дамбу для гидроузла.
Для возведения плотины потребуется около миллиона кубометров бетона. Поэтому в Сормове планируется строительство нового бетонного завода - специально под этот проект. Кроме того, предложено использовать и водный транспорт для доставки строительных материалов.
Кроме того, строительство потребует новых дорог для удобного подъезд к строительной площадке, а потом и к самой дамбе.
А вот долгожданным автомобильным мостом дамба не станет. Хотя это еще не окончательный проект — ему предстоит еще пройти госэкспертизу и общественные слушания. Времени для этого остается совсем немного. По федеральной программе развития дорог она должна быть построена не позднее 2021 года.
На строительство планируют потратить 43,5 млрд рублей из федерального бюджета.