Мама 14-летней Лизы забрала девочку из обычной школы, в которой ей было некомфортно, и поддержала ее в увлечении социальными сетями. О том, в чём онлайн-школа превосходит обычную и почему не надо ограничивать детей в соцсетях, NN.ru рассказала Екатерина Стриж, мама юного нижегородского блогера с 1,3 миллиона подписчиков.
У Екатерины Стриж с мужем свой бизнес — салон красоты, они воспитывают 14-летнюю дочь Лизу. В прошлом году родители забрали девочку из обычной школы и перевели на онлайн-обучение. Программу седьмого класса Лиза освоила за монитором и одновременно с этим открыла для себя блогерство. Девочка снимает видео для модной у детей и подростков соцсети Like. И входит в топ самых популярных блогеров.
— Екатерина, почему вы решили забрать Лизу из обычной школы?
— Лизе учеба в школе никогда не доставляла удовольствия. И я это всегда понимала. Знаю, что она талантливая и умная, но при этом мне часто учителя говорили об обратном. Когда они занимались с ней индивидуально, то были в шоке, когда понимали, какая она на самом деле умная. Почему на уроке все ее видят другой? Я этого не могла понять. К тому же, с некоторыми одноклассниками она не могла найти общий язык, она с ними не ссорилась, но ей было некомфортно. И еще бывало такое, что Лиза заболевала — у нее держалась температура 37,5 по два месяца, была сильная аллергия. Я не знала, что делать. В один из таких моментов я поняла, что у школы и у меня на моего ребенка разные планы — для них самое главное — формальность, галочка, а счастье и самореализация ребенка им не важны. Обычная школа — имитация того, что за развитие и обучение ваших детей отвечает кто-то другой. На самом деле ответственность всегда несет родитель. И я всегда мечтала найти для Лизы альтернативу школьному обучению, рассматривала разные варианты.
— Какие например?
— Сначала думала о частной школе, но ведь это та же самая система. Потом нашла в Нижнем Новгороде школу семейного образования: это когда родитель полностью берет на себя ответственность за образование ребенка. Каждый человек имеет право перевести ребенка на такое образование, школа обязана принимать у этих детей тестирование в заведомо оговоренной форме. Но школа этого не любит, потому что для них это сложно, и они стараются отговаривать родителей от этого.
Мы в итоге остановились на онлайн-школе. Лиза числится в заочной школе в Москве, если нам нужна справка о том, что ребенок учится — она у нас будет. А уроки проводят учителя онлайн-школы «Фоксфорд», которая организовывает учебный процесс. Потом онлайн-школа передает всю отчетность о нас в московскую частную школу, и они нас аттестовывают. ГИА, ЕГЭ мы тоже будем сдавать в этой частной школе. Детям уже сейчас дают домашние задания в формате ЕГЭ, чтобы подготовить. Учебный процесс как в обычной школе, только учитель ведет урок онлайн перед камерой, дети в чате спрашивают, если им что-то непонятно. Также учитель дает задания, и в этом чате они их решают, как у доски.
— Как отнеслись бабушки-дедушки, старшее поколение?
— Мой папа — ученый, мама с красным дипломом, у меня самой два высших образования — то есть мы не та семья, которой наплевать на школу. Первым впечатлением у них был шок. Когда мы стали объяснять причины, они поняли. Сейчас мама даже похвалила за такое решение.
— На шторы в онлайн-школе сдавать не надо, но само обучение ведь платное?
— Да, пять тысяч в месяц. Для сравнения: с репетиторами на семейном обучении около 20 тысяч в месяц выходит.
— Лиза по такой системе учится год, что изменилось?
— У ребенка освободилось много свободного времени, в прошлом году мы учились четыре дня в неделю, в этом году шесть, но по два — три урока. Мы можем уехать на несколько дней, и потом Лиза догонит класс — посмотрит уроки в записи и сделает задания по ним. Годовую программу школы можно пройти за полтора месяца, но это растянуто на девять месяцев, потому что у каждого ребенка нужно проверить знания, провести контрольные, тестирования. Здесь этот процесс упрощен, и на него тратится меньше времени и сил. Это идеально для тех детей, которые по несколько часов в день занимаются спортом, для тех, у кого есть увлечения, таланты, или им просто некомфортно в обычной школе. У нас получилось так, что, как только мы ушли на онлайн-обучение, Лиза нашла хобби и здоровье ее улучшилось.
— Вы имеете в виду блогерство? Как вы к этому относитесь?
— Когда Лиза перешла на онлайн-обучение, у нее высвободилось время и энергия для увлечения — она начала снимать видео о себе и своей жизни в соцсеть для подростков Like. Сейчас она на третьем месте самых популярных блогеров в мире, у нее 1,3 миллиона подписчиков. Теперь она проводит фан-встречи, в Москве на них приходят дети по 200–300 человек. А она просто как-то увидела рекламу, скачала это приложение и начала снимать. Мне показывала, я говорила: «Прикольно, молодец». Она рыжая, как огонек, и позитивная, дети к ней потянулись, появились поклонники. А потом мы поехали в Крым, и там ее по несколько раз в день узнавали на улице. И тогда мы поняли, что это походу не просто «видосики».
— Сейчас многие развивают соцсети ради того, чтобы зарабатывать, ради рекламы. У вас та же цель?
— Изначально заработок целью не был. Сейчас Лиза сама заработала на айфон, потому что как официальный «лайкер» получает зарплату. Она зависит от того, сколько ее видео попадут в топ.
— А какие у нее планы на будущее?
— Очень многие блогеры пишут песни, снимают клипы, пишут мотивационные книги. Для них очень много возможностей открывается. Я думаю, она будет заниматься блогерством, пока ей это интересно, а потом найдет что-то еще.
— Обычно у мам совсем другие взгляды на соцсети. Вы Лизу в этом плане никак не ограничиваете?
— Ой, мне даже ее подписчики пишут: «Как уговорить маму разрешать снимать видео в Like, она запрещает». (Смеется.) Мы прошли курсы по безопасности в Сети, советую их всем пройти, там детям рассказывают, как себя вести, что нельзя добавлять незнакомых людей и с ними общаться, в каких ситуациях нужно обращаться к родителям и так далее.
Пока у Лизы все хорошо с учебой, мы ее никак не ограничиваем. Но когда появляются хвосты, сразу можем урезать пользование соцсетями до одного часа в день. Единственное, что мы не ограничиваем, это Like, так как если она перестанет снимать, то потеряет рейтинг, его будет очень сложно восстановить.
— Какие советы можете дать мамам, чтобы создать доверительные отношения с ребенком и не бояться «отпускать» его в интернет?
— У меня, как у всех родителей, бывают проблемы с ребенком. Всем родителям нужно больше общаться с детьми, слушать и слышать детей. Никогда не говорить, что проблемы ребенка — ерунда, если он из-за чего-то переживает, значит для него это действительно трагедия и надо ее ему помочь пережить. С этого начинается доверие. Очень важны мечты ребенка, какими бы они ни казались вам смешными и глупыми.
Помечтайте с ребенком и услышьте каждую его мечту. Каждая мечта имеет право сбыться. Все эти «синие киты» — программы самоуничтожения, они были и раньше, когда дети бегали по гаражам, сидели в заброшенных сараях и так далее. Чтобы эта программа не включалась, у ребенка должен быть смысл жить всегда. Если вам кажется, что ваш ребенок должен мечтать поступить в архитектурно-строительный университет и играть на фортепиано, вы имеете право об этом мечтать, но не имеете права навязать ребенку эту мечту. И не называйте увлечения ребенка «фигней». Возможно, завтра эта «фигня» сделает вашего ребенка круче других.