На следующей неделе в Нижегородской области тысячи школьников уйдут на каникулы, а их родители наконец-то облегченно вздохнут — по крайней мере семь дней без активной отработки домашки. Система, когда взрослые помогают ученикам справляться с заданиями, стара как мир, но многие признаются, что в последние годы стало намного тяжелее. Детей грузят дисциплинами, они не справляются и идут к родителям — итогом становятся совместные вечера, но без особой радости. Своей болью и мыслями на этот счет с общественностью решила поделиться 37-летняя Оксана из Нижнего Новгорода (имя изменено по просьбе героини. — Прим. ред.). Далее — прямая речь.
Я так больше не могу. Не, ребят, ну честно, школу окончила почти 20 лет назад, а уроки делаю до сих пор. Складывается впечатление, что из наших детей сразу же со школьной парты хотят вырастить академиков. Иначе я просто не могу объяснить, для чего им задают такое количество домашней работы. Ежедневно.
Моей дочери Наде 10 лет, она учится в 3-м классе. Номер школы называть не буду, чтобы не переводиться после этой тирады, просто обозначу — обычная среднеобразовательная. Подчеркну на берегу, мы с мужем к обучению ребенка относимся спокойно: когда Надя пошла в школу, мы сказали, что оценки не главное, приоритет — реально усвоенные знания. Но когда твое чадо в очередной раз приходит из школы со слезой на щеке, потому что опять поставили тройку, начинаешь понимать, что это самый настоящий поворот не туда. Вариантов у меня два: либо у нас растет гиперответственный ребенок, либо им в школе вбивают совсем полярную мысль про значимость отметок в дневнике.
Надя в целом самостоятельная, но довольно часто она приходит к нам с мужем за помощью с уроками. Ну не могу же я отказать собственной дочери в этом деле. Признаюсь — я ее понимаю, потому что объём домашки, как правило, довольно большой. Приведу наш самый больной пример — английский. Уроки проходят в понедельник и среду. И учительница, как назло, любит задать побольше именно к среде. За два вечера малышня должна выполнить 2–3 страницы письменных заданий, перевести текст, подготовиться к пересказу и словарному диктанту. К слову, что он собой представляет: ребенок должен выучить 15 новых слов, их перевод, написание и транскрипцию. Напомню — это только английский, впереди еще пачка увлекательных дисциплин!
И вот так примерно всегда. Типичный сценарий, как проходят мои вечера: супруг забирает с работы, тыркаемся 40 минут по пробкам — и вот мы дома. Поели, надо готовить на завтра, но речь не только про еду — домашка ждет. Надя может прийти ко мне на кухню, разложить учебники с тетрадями, и мы часов до 10 (а то и 11) вечера грызем гранит науки. А дочка у меня еще ходит в музыкальную школу, там тоже нужно уделять достаточное количество времени подготовке.
В этом году вдобавок к домашке прибавилась и неразбериха. Все школы должны были к сентябрю перейти на единую федеральную программу — это коснулось как среднего, так и начального звена. Подразумевался и переход на единые учебники, то есть все ребята должны учиться по одним книжкам. Эти новшества планировали ввести с прошлого месяца, но, к примеру, в нашей школе эти новые учебники закупить еще не успели, поэтому учителя сейчас крутятся как могут. Какие-то задания распечатывают сами, иногда кидают нам в чаты ссылки на упражнения, которые дети должны сделать письменно. Мы как родители, разумеется, понимаем, что педагоги в этом не виноваты. Но родителей-то когда поймут…
Каждый учебный год пугает меня всё больше. Надя взрослеет, а вместе с тем приближаются итоговые экзамены, выпускной. Если мы так сидим в третьем классе, то что будет в девятом? Неужели, если мы хотим помочь нашему ребенку и что-то объяснить, мы оказываем ему медвежью услугу?
Согласны с автором?