В ближайшее время губернатор Нижегородской области может получить новую награду. Правда, речь идет об антипремии под названием «Золотой ёршик», и вручается она не за заслуги, а скорее наоборот — за нецелевое использование средств при государственных закупках. В частности, Глеб Никитин попал в список претендентов из-за истории с закупкой услуг видеоблогеров за 2,3 миллиона рублей.
Премия «Золотой ёршик» организована политической партией «Яблоко» и существует с 2008 года. Первым человеком, получившим эту «премию», стала Валентина Матвиенко, занимавшая в те годы пост губернатора Санкт-Петербурга. «Яблоко» уличило ее подчиненных в закупке туалетных ершиков для городской администрации по цене почти 13 тысяч рублей за штуку. С тех пор подобную антинаграду получали глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, губернатор Московской области Андрей Воробьев и директор Росгвардии Виктор Золотов.
В структуре премии существует две номинации: «Федеральный ёршик», в нее попадают персоны из федерального госаппарата, и «Региональный ёршик», в рамках которой люди отдают голоса за политиков из различных регионов страны. В этом году губернатор Нижегородской области соседствует на главной странице проекта с мэром Москвы Сергеем Собяниным. Правда, закупка, из-за которой он попал в поле зрения «Яблока», не сравнится по масштабу со столичным распределением финансов — там для москвичей приобрели новые автозаки.
Контракт, о котором идет речь, появился среди нижегородских госзакупок в конце октября прошлого года. Изначально его стоимость составляла 2,4 миллиона рублей, в описании заказа отмечалось, что гонорар полагается двум видеоблогерам, чья аудитория составляет не меньше 1,7 миллиона человек. За эти деньги они должны были выложить как минимум один пост и не меньше 10 «историй» в соцсети. Госзаказ раскритиковали пользователи в социальных сетях — многим местным журналистам и блогерам показалось, что такая цена за услуги блогеров сильно завышена.
В итоге победили популярные молодежные блогеры Андрей Глазунов и Карина Нигай, которые смогли предложить услуги на 600 тысяч рублей дешевле начальной стоимости.
Кандидатуры блогеров вызвали у нижегородцев сомнения, ведь те не имеют никакого отношения к путешествиям: Глазунов занимается обзором автомобилей, а Нигай ведет блог о макияже и одежде. Оба блогера, как и полагалось, выпустили по одному посту в схожей стилистике и опубликовали несколько сторис в Instagram.
В региональном отделении «Яблока» посчитали такую трату бюджетных средств необоснованной:
— О закупке изначально мы узнали из СМИ, многие писали об этом. Нас очень возмутило происходящее: странно, когда приглашают двух блогеров в область, при этом у них неподходящий профиль — они никак не относятся к туризму. На эти деньги можно было бы пригласить несколько десятков блогеров, пригласить их на какое-то мероприятие, посвященное Нижегородской области. Мы считаем такие траты нецелевыми, поэтому закупка и попала в номинацию «Золотой ёршик», — рассказал NN.RU председатель регионального отделения партии Олег Родин.
Возможно, что закупка была составлена сотрудниками регионального Минкульта без прямого участия Глеба Никитина. Тем не менее члены «Яблока» считают, что в конечном счете ответственность за такие проекты ложится на главу региона.
— Это работа правительства области, а председателем правительства является губернатор. Поэтому именно он несет ответственность за действия своих подчиненных, — говорит Родин.
Сейчас голосование проводится как на официальном сайте «Яблока», так и в Telegram-канале партии. Впоследствии для определения победителя премии голоса из обоих источников будут суммироваться.