В последнее время в стране активно поднимаются вопросы о повышении демографии. Например, на вчерашнем заседании Госдумы депутат Анна Кузнецова сделала громкое заявление, вызвавшее бурное обсуждение среди граждан. Вице-спикер заявила, что каждая женщина должна родить первенца до 20 лет — то есть почти сразу после школы. Именно такая практика, по мнению госпожи Кузнецовой, поможет каждой семье иметь по четыре ребенка и создать «образ будущего». Как совмещать материнство с обучением и построением карьеры, а главное — на что содержать будущую ораву детей, вице-спикер не уточняет. Мнением и размышлениями на этот счет в своей колонке делится журналист NN.RU, и по совместительству старородящая жительница Нижнего Новгорода, Кристина Калинина. Дальше — прямая речь.
Меня жутко бомбит от подобных заявлений и действий, которые за ними следуют. Казалось бы, наконец-то наступило золотое время и у женщин прав стало больше, чем у табуретки. Но теперь в погоне за этой самой демографией у нас отнимают самое главное — право на выбор. Почему я должна становиться матерью только потому, что так решили люди в пиджаках?
Примерно с тех самых лет, когда Кузнецова призывает начинать рожать, я крепко устоялась в своем решении не обзаводиться семьей, и на то есть свои причины.
Материальная база
Рожать — дело ответственное, а потому, уж если и решаться на такой шаг, то рассчитывая только на себя. Увы, много случаев, когда девушка по тем или иным причинам остается с ребенком на руках одна. Как бы не работали наши доблестные судебные приставы, но допроситься алиментов с отца ребенка в случае развода — тяжелый случай. Пособия, которые предлагаются мамам-одиночкам, мизерные.
Берем самый плохой расклад. Молодая девчонка делает свой вклад в демографию до 20 лет. За плечами — ни образования, ни опыта работы. Сгущаем краски: парень поматросил и бросил, сказав, что не готов брать на себя ответственность. А если всё совсем плохо, то у нее даже нет никакого жилья и родственников, которые помогут сидеть с грудничком, пока его молодая мама найдет работу. Узнали кого-то из своих знакомых? А вот у меня такие есть.
Берем более оптимистичный расклад. Парень оказался порядочным, имеет работу и стабильный доход, но своего жилья нет. Будущая мама либо уходит в декрет и получает, скорее всего, копейки, либо по сценарию госпожи Кузнецовой и вовсе не имеет работы, потому что сразу после школы пошла рожать. Маткапитал за первого ребенка сейчас составляет около 600 тысяч рублей — как раз первый взнос на ипотеку. Берем среднестатистическую однушку в Нижнем Новгороде — около 4 миллионов рублей. Учитывая первый взнос, каждый месяц за свое жилье нужно будет отдавать 40–45 тысяч рублей. Средняя зарплата в Нижнем Новгороде — около 40 тысяч рублей. Напоминаю, что девушка не работает, а наслаждается прелестями материнства. Грустные расчеты, правда? И такие знакомые тоже, вероятно, у многих найдутся.
Голова на плечах
В 18 лет ты ничего не можешь дать своему ребенку. У большинства нет не только материальной базы, но и элементарных понятий о жизни. Радует, что в обществе больше стали уделять внимания ментальному здоровью. Люди при необходимости всё чаще обращаются к психологам. И что скажут специалисты, услышав о фобиях, панических атаках, вечной тревожности, социофобии и других травмах — все проблемы из детства. Вероятно, наши мамы не задумывались, что могут ранить нас своим поведением, грубым словом или, чего хуже, рукоприкладством. Их нельзя за это винить — так этих людей воспитали их мамы и папы. И получается, что одни социопаты плодят других. Я считаю, что этот круг пора разорвать и воспитывать своих детей бережно и экологично. Так вот, как это сможет сделать 18-летняя мама, которая попросту еще не успела накопить этих знаний? Как по мне, так качество важнее количества. Куда лучше подарить миру достойного члена общества, воспитанного в сытости, любви и здоровой обстановке в семье. Возможно ли это сделать до 20 лет — вопрос открытый.
Право на выбор
Это главный факт, объединяющий предыдущие. Я человек, а не конвейер по воспроизводству новых налогоплательщиков, и хочу сама распоряжаться своей жизнью и телом. У меня есть свои страхи и желания, которые должны учитываться. Чиновники всеми способами пытаются поднять демографию, наплевав на то, что женщина в первую очередь — личность. В Минздраве уже запретили свободную продажу препаратов для медикаментозного аборта, попутно наградив женщин еще одним мощным высказыванием.
— Порочная практика сформировалась в обществе, когда появилось убеждение, что женщина должна сначала получить образование, сделать карьеру, обеспечить себе материальную базу, а потом только озаботиться деторождением, — сказал глава Минздрава Михаил Мурашко на очередном заседании Госдумы.
Слышать такие вещи просто унизительно. Ну родила я, а дальше что? У меня нет ничего, что я могла бы дать маленькому человеку, в том числе и желания заниматься его воспитанием. Моя подруга, назовем ее Олей, в 35 лет со страхом призналась самой себе, что она никогда не хотела детей — а они есть. Дочке 14 лет, сыну — 9 лет. Оля исправно исполняет свои родительские обязанности, но так и не почувствовала радостей материнства — потому что ей это было не нужно. В свои годы она с ужасом поняла, что дети всегда для нее были и остаются обузой, Оле хотелось заниматься творчеством, а она меняла пеленки. Что она чувствует после такого неприятного инсайда, догадаться нетрудно.
Напоследок скажу, что самое грустное в такой повестке — агрессивные методы воздействия, а не попытки улучшить положение. Я думаю, показатели демографии стали бы куда выше, если бы молодым семьям было проще получить жилье и обеспечить свою семью всем необходимым. Но не нужно забывать, что есть люди, которым это просто пока не нужно, я в их числе. «Не хочу» — это лучший аргумент, не требующий обоснования.
Кстати, такие мысли посещают не только меня. Недавно мы с коллегами делали сборный материал, где выяснили, почему нижегородки не хотят рожать. Что из этого получилось — читайте тут.
А как считаете вы, во сколько лет лучше родить первого ребенка?