Пригнать машину из Германии, заказать «японку» или «американца» — еще несколько месяцев назад такой способ приобретения личного транспортного средства в России был широко распространен
. Подержанные автомобили из Германии, США, Японии бойко расходились: в последние годы их продажи устойчиво росли и по итогам прошлого года превысили отметку 400 тыс. единиц в год. Но в условиях мирового финансового кризиса ситуация изменилась кардинально. С начала года резко упал ввоз транспортных средств на территорию Российской Федерации. Так, импорт легковых автомобилей в Россию в I квартале 2009 года сократился на 66,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года - до 144 тыс. единиц. А в январе-марте же этого года в страну было импортировано легковых автомобилей порядка 133,6 тыс. единиц из стран дальнего зарубежья и 10,4 тысяч единиц из стран СНГ. В I квартале 2008 года в Россию было ввезено 432,2 тыс. легковых автомобилей. Такие данные сообщает Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России). Ввоз иномарок физическими лицами в Сибири в 1 квартале 2009 года сократился в 8,5 раза. Так, по данным Сибирского таможенного управления, с 12 января по 12 апреля текущего года было оформлено всего 318 транспортных средств, при этом за аналогичный период прошлого года было оформлено более 2,6 тысяч единиц автотранспорта. «Оформлять ввоз автомобилей в нашу страну в Кузбассе имеют право только два таможенных поста Кемеровской таможни – Кузбасский, который обслуживает север области, и Новокузнецкий - соответственно юг области, - пояснил первый заместитель начальника Кемеровской таможни по таможенному контролю Константин Стародубцев. – Так, в 2008 году на Новокузнецком посту физическими лицами было оформлено порядка 360 легковых автомобилей, а за 4 месяца нынешнего года - всего 7 автомашин. Схожая ситуация и на Кузбасском таможенном посту: в 2008 году оформлено около 350 иномарок, а 2009-ом – всего 13. Хотелось бы отметить, что иномарки для прохождения таможенного оформления к нам идут не с Востока, а с Запада. В основном, жители Кемеровской области везли автомобили иностранного производства от трех до семи лет из стран Европы (Германия, Великобритания, Чехия, Турция) и Северной Америки (США и Канада). Наибольшим спросом у кузбассовцев пользовались такие марки известных автоконцернов, как немецкие «BMW», «AUDI», «Wollswagen», «Mersedes», японские автомобили, адаптированные для Европы - «Toyota» и «HONDA», а также автомобили представительного класса «LEXUS» и «INFINITI». Напомним, что 12 января 2009 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 года № 943 «О внесении изменений в Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации для личного пользования». Согласно данному документу, введены на новые ставки таможенных пошлин на ввоз иномарок и был снижен порог отнесения автомобилей к категории подержанных с 7 до 5 лет (независимо от страны происхождения автомобиля). Данное постановление распространяется на подержанные и новые легковые автомобили, ввозимые только физическими лицами. Что касается ввоза автомобилей в страну юридическими лицами, то для них регламентирующим документом является Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 года №903 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении некоторых моторных транспортных средств», которое также вступило в силу 12 января 2009 года сроком на 9 месяцев. Оба этих документа направлены на поддержание отечественного автопрома в условия мирового кризиса.