Около 150 млн. рублей ежегодно вынимают из карманов неместных автомобилистов власти Псковской области.
Последние несколько месяцев российские власти активно обдумывают, как бы вытрясти из автомобилистов еще немного денег. И еще. И еще… То таможенные пошлины подняли, то штрафы. Под вопросом транспортный налог. А чиновникам Минэкономразвития (МЭР) этого показалось мало, и они возжелали сделать проезд по дорогам платным, что по сути означало бы введение еще одного транспортного налога.В ГЗР № 21 в материале «Отмена всех ограничений» мы уже обсуждали эту «инициативу». МЭР хочет изъять из законодательных актов, регулирующих пользование платными дорогами, требование об обязательной бесплатной альтернативе.На самом же деле все это сейчас уже не новость. Мало кто из россиян знает, что в стране вот уже восьмой год платные дороги существуют! Причем действуют они в нарушение как минимум двух законов – Конституции РФ и Указа президента.Просто так решили власти Псковщины и в 2001 г. ввели плату за проезд понекоторым дорогам. Причем плату берут со всех, кроме псковичей.Благо, не все (пока еще) автодороги Псковской области стали платными, а только четыре: это 1) дорога А116 от г. Остров до с. Гавры и далее до Латвии, 2) от Изборска до Печор и далее до Эстонии, 3) дорога А117 (она же Е262 по европейской классификации) от г. Опочка до с. Долосцы и далее до Белоруссии (в направлении на Полоцк) и 4) Р133 от г. Невель до г. Усвяты. Однако платить приходится всем, кто на них оказался. Водители же узнают об этом порой в самый последний момент, когда весь путь пройден. Просто дорогу неожиданно перегораживает шлагбаум, который не открывается даже после настойчивых звуковых сигналов. Никакого «завшлагбаумом» нет, приходится выходить из машины и идти в расположенную рядом будку. Там-то и выясняется, что тот асфальт с рытвинами, по которому только что проехал, решением местной администрации стал платной дорогой.И деньги немалые: от 140 до 280 руб. за легковую машину и от 300 до почти 1000 – за грузовую. Такой сюрприз, например, ожидает тех, кто едет из Санкт-Петербурга в Смоленск через Псков – Невель – Велиж. Шлагбаум возникает в самом конце Псковской области, посреди городка Усвяты. Там водитель легковушки узнает, что за 60 км пути от Невеля до Усвят он должен пополнить местный бюджет 195 рублями. А проезд от с. Гавры до г. Остров (около 65 км) оценивается почему-то аж в 280 руб.! Цены, мягко говоря, кусаются. Они были бы в какой-то мере оправданы, если бы качество дорог было великолепным. Ну хотя бы как в соседней Белоруссии, где за каждые примерно 150 км минской трассы, которая по качеству приближается к автобану, берут по 0,5 доллара. Почувствовали разницу?Хотя информационные щиты о въезде на платную дорогу кое-где все же стоят. Но понять из них, куда ведет эта дорога, узнать о ее протяженности и стоимости невозможно!Этот откровенный дорожный беспредел по-псковски начался после того, как в самом конце 2001 г. администрация области своим постановлением № 459 утвердила «Временное положение об организации и использовании на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов в Псковской области». Начался по сути настоящий дорожный рэкет, благословленный местными властями. И это не вызвало никакого протеста у псковских автомобилистов. А все потому, что этим же самым постановлением они были освобождены от оплаты. Такой же была политика Британской Империи, когда она разрешила своим пиратам грабить любые корабли, кроме английских.На тот момент (да, в общем, и сейчас) нормативное существование платных дорог в России определял Указ президента РФ от 27 июня 1998 г. № 728 «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации». В соответствии с ним «Проезд по автомобильной дороге… может быть платным только при наличии бесплатного альтернативного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам». Ни у одной из четырех псковских дорог нет бесплатной альтернативы!Особенно это касается дорог,
ведущих из Латвии и Эстонии: пройдя все таможенные и пограничные формальности и въехав в Россию, человек вновь оказывается перед закрытым шлагбаумом. Здесь ему говорят, что проезд платный, а если он не хочет платить, то… может снова ехать за границу! А если виза у него однократная? В качестве альтернативного проезда из Невеля в Усвяты предлагают ехать через Великие Луки (а это порядка 200 км!) или через другое государство – Белоруссию. Кроме того, в соответствии с тем же президентским указом «Плата за проезд по платным автомобильным дорогам… является платой за обеспечиваемые на таких дорогах… повышенные безопасность и комфорт движения».Ни одна из псковских дорог этому требованию не соответствует: ямы, асфальт разбит, да и тот есть не везде! А освобождение от оплаты псковских автомобилистов нарушает ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, по которой «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от… места жительства». Между тем, несмотря на эти вопиющие нарушения двух законов федерального уровня, вымогательство в отношении «непскопских» автомобилистов процветает вот уже восемь лет.Прокуратура попыталась было вмешаться, но как-то ненастойчиво. Областной суд не поддержал протест облпрокурора, а Верховный по непонятным причинам (вот уж действительно Фемида оказалась слепа!) не увидел в псковской инициативе нарушения ни Конституции, ни Указа президента. К тому же облпрокурор обратился в суд не как должностное лицо или гражданин Имярек, а от неограниченного круга лиц – значит, и от нас с вами. То есть больше никто не имеет права обращаться ни в какой суд по этому же поводу. И случаи отказа в приеме таких исков уже были.Псковский пример показывает, что даже если у МЭР не получится законодательно снять условие об обязательном наличии бесплатного альтернативного проезда, то и это не остановит чиновников, почуявших запах живых денег. И тогда уже раскошеливаться нам придется буквально на каждом километре.