Сегодня фамилия великого вратаря вспоминается в его родном городе, когда заходят разговоры о клубном и житейском патриотизме. Прошло ровно 40 лет с момента, когда Виктор Коноваленко в последний раз выходил на лёд в своём прощальном матче, но он по-прежнему остаётся визитной карточкой горьковского, а теперь и нижегородского хоккея. И нет никаких сомнений: если чья память и будет увековечена возле новенькой арены нижегородского "Торпедо", то перед входом болельщиков будет встречать памятник Коноваленко.
11 марта Виктору Коноваленко исполнилось бы 75 лет. Виктора Сергеевича нет с нами вот уже 17 лет, но про неподражаемого советского вратаря в Горьком (ныне - Нижний Новгород) вам расскажет каждый. Своя легенда есть у каждого, кто видел Коноваленко в деле, а тем более играл с ним. Но настоящий кладезь историй про голкипера – его вдова, Валентина Дмитриевна. К ней приезжают даже московские журналисты, лишь бы заглянуть в квартиру-музей, где всё напоминает о великолепном Русском Медведе - символе горьковского хоккея.
Прозвище он получил благодаря колоритной внешности и вратарской маске, которая, по легенде, досталась от канадского стража ворот Сета Мартина. Так ли это на самом деле, узнать нам уже не дано, но в результате сложился образ, который был известен далеко за пределами СССР. Несмотря на внешний облик, надёжный и непоколебимый хранитель последнего рубежа отлично катался на коньках. Во многом этот ценный навык он приобрёл в юности, когда, не определившись с позицией, некоторое время играл в нападении. Уникум Русского Медведя начал проявляться задолго до его союзной и мировой славы.
Медвежье спокойствие Виктор Коноваленко проявлял с юности. 1960 год, товарищеские матчи со сборной Канады. Нашему герою ещё не исполнилось и 22 лет, а его призвали в национальную команду. Он должен был дебютировать во второй игре, а перед матчем, столь важным для дебютанта, к нему в номер решил заглянуть Анатолий Тарасов. Бессменный наставник сборной СССР, повидавший на своём веку немало удивительного, оцепенел. Коноваленко спал как убитый, лишь немного похрапывая! На следующий день простой парень из Горького как ни в чём не бывало провёл свой первый матч за сборную, а наша команда разгромила канадцев со счётом 11:2.
Коноваленко буквально замораживал соперников своим леденящим спокойствием. Будь то чехи или канадцы, все считали за честь сразиться с Виктором Сергеевичем и поразить его ворота. Защитники сборной СССР ощущали себя, будто за каменной стеной. Он, несомненно, переживал поражения, но не подавал виду. Коноваленко на протяжении всей карьеры мучили травмы – мениск и связки, но на вопросы о здоровье он неизменно отвечал "всё нормально”. Эта фраза со временем стала фирменной для вратаря из Горького. Об одном из редких случаев, когда Виктора Сергеевича можно было увидеть в ярости, рассказывал участник того уникального эпизода. Борис Михайлов, чей ЦСКА однажды встречался с "Торпедо”, решил пойти на хитрость: пока не видят судьи, настырный нападающий подбил ловушку Коноваленко и прокинул шайбу за ленточку. Как взорвался вратарь, готовый наброситься на наглеца. Но стоило им облачиться в форму сборной СССР, как все старые обиды были забыты.