Город «Синие заборы – в головах». Уличный художник - о Нижнем Новгороде

«Синие заборы – в головах». Уличный художник - о Нижнем Новгороде

В Нижнем Новгороде побывал известный московский уличный художник Кирилл КТО. На открытой лекции он рассказал о 2 млн людей без мнения, ленивых коммунальщиках, гнусности симулякров и искусстве для усреднённой части общества. И показалось, что говорит он не о своём, а о нашем родном городе.

Кирилл КТО (Москва) – один из самых активных и необычных уличных художников. В прошлом участвовал в командах «Зачем?», No Future Forever, но потом стал заниматься индивидуальным творчеством. КТО путешествует, читая лекции, в которых рассказывает о своем видении мира. Он исследует городскую среду, тенденции и направления стрит-арта. Его известные проекты: No name no fame no shame (2009), «Никто и звать никак» (2010), «Много букоф» (2010), «Святые Пустые Места» (2011), «Стена».

Работы Кирилла КТО нижегородцам, к сожалению, мало известны. Зато москвичи имеют возможность смотреть на них каждый день: гневаться, радоваться, удивляться, читая на стенах его остроумные короткие тексты.

Он делает так, чтобы в городе было интересно и приятно находиться. Подмечает нелепости, странности, грустные закономерности, которые существуют на улицах Москвы и часто повторяются в других городах. И делает так, чтобы стены «ожили» - и заговорили.

Кирилл КТО прожил в Москве всю жизнь и считает её своим собственным городом (как многие считают своей собственностью квартиру). Настолько своим, что кажется, что автомагистрали превратились в его вены, улицы стали частью его тела, а избыток машин высыпает аллергией на его коже. Большую часть своей жизни Кирилл проводит на улице и старается избегать любой заказной работы, связанной с творчеством.

На лекции, которую он читал для нижегородцев, Кирилл говорил о разных вещах: обо всём, что, быть может, бессознательно, но волнует, тревожит, раздражает и радует любого горожанина. Корреспондент NN.RU привёл небольшие цитаты из многочасовой беседы. С картинками, конечно же.

«Думают, что за нас что-то должны делать власти»

Мы почти все родились в СССР, в ситуации тотального дефицита мебели, одежды, продуктов. А сейчас мы наблюдаеми следствие дикого капитализма – паразитизм. Люди начинают думать, что за нас что-то должны делать власти.

Но есть и другая тенденция. Они начинают решать проблемы сами, ничего не ожидая от власти: управы, бизнеса, Путина. Я видел много лавочек в Москве, сделанных самими местными жителями. Они мастерят их из чего могут. Украли люк – он и дыру закрыли чем есть, не дожидаясь приезда коммунальщиков. И я нашёл много таких примеров.

Алексей Навальный сформулировал очень верный тезис: «Мы здесь власть». Иногда главное – просто начать.

«Самое страшное – отсутствие собственного мнения»

Граффитчик, который рисует на стенах, может обосновать, зачем он это делает.

Человек, который клеит плакаты, просто получает деньги за свою работу.

У таких людей нет своей цели, мнения, представления о визуальной экологии.

Самое страшное, на мой взгляд, - отсутствие собственного мнения.

Однажды граффитчики разместили рекламу PEPSI на воротах винзавода. Увидев это, поверх «пепси» я нарисовал компот. Граффитчики восстановили рисунок по требованию заказчика. Тогда мне пришлось

закрасить изображение полностью.

Можно было предположить, что заказчик, как и граффитчики, будет недоволен. Может быть, это прозвучит самонадеянно, но этот рисунок разместили без согласования с винзаводом, со мной.

Выражая своё недовольство, менеджер с айпадом грозила мне судом. Её главным аргументом было то, что за рисунок заплатили деньги.

Потом с территории винзавода вышел охранник. Он сказал мне: пока я спал, ты тут пришёл и закрасил…

Охранники – особая категория людей. Это люди, которые охраняют то, во что не верят. Это взрослые мужчины, которых 2 млн по стране. Это люди, которые не готовы вести серьёзную работу. Они не готовы признать свою неэффективность.

Даже граффитчики не верят в то, что они делают. Они суслики. К сусликам также относятся домоседы, автомобилисты. В общем, очень неприятные граждане.

«Мимо чего ещё вы каждый день проходите?..»

Девушка, которая рисует, сидя на корточках в метро. Люди, которые спят обнявшись. Это важные вещи, которые в обычной жизни активно не замечаются.

Люди слепы на улицах. А в городе не хватает нежности, искренности, сильных эмоций. Риском, смелостью, конфликтами я заслужил право размещать тексты на улицах. Серые стены с гипсовыми головами больше никогда не вернутся. На них будут писать. Только уже не никнеймы, а имена, небольшие тексты, которые будут иметь смысл, пусть и не такой глубокий, как в книгах.

Исписанные улицы – это гипертекст. А если вам не нравятся мои надписи, следуйте простому правилу- сделайте лучше, вы сможете.

«Не хватает жестов доброй воли»

Для меня сильные источники вдохновения – пенсионеры, маргиналы. Это люди, которые многим кажутся неприятными, их вид удручает. Но у них можно учиться умению сохранять оптимизм, чувство собственного достоинства. Несмотря на условия, в которых они живут.

Сегодня мы увидели бомжа, собиравшего макулатуру. Мой друг Артём подарил ему тележку, украденную в супермаркете. Сейчас очень не хватает жестов доброй воли.

«Граффитчики – очень трусливые люди»

Художники, уставшие от своего альтруизма, разочаровавшись в этой среде, уходят оформлять интерьеры. Они делают это вместо того, чтобы возвращать городскую среду. Это моя боль, что люди, которые были делать что-то полезное в общественном пространстве, уходят.

Есть типовые для города вещи, которые раздражают:

- реклама

- граффити

- никнеймы

- баннеры (симулякры)

Не так давно на законодательном уровне ввели запрет на размещение рекламы на асфальте. Непонятно, как это будет работать. В 2009 году я устал и стал такую рекламу закрашивать самостоятельно. Люди не понимали, зачем я это делаю, причём бесплатно. Положительной реакции я так и не дождался.

Рекламная индустрия очень активна и цинична. Я закрашиваю все вредные, как мне кажется, послания. Ведь на моих улицах появляются вещи, которые мне не нужны.

А вот граффитчики – очень трусливые люди. Что делать при встрече с граффитчиком? Сломать ему обе руки.

«Проще напечатать баннер, чем закрасить»

Коммунальные службы настолько обленились, что им проще напечатать баннер, чем закрасить стену с граффити или вообще подумать о

превентивных мерах, чтобы они там больше не появлялись. А я вырезаю в них, к примеру, глаза. Либо просто отрезаю кусок.

Раздражают сплошные заборы, которые возводят вокруг строящихся объектов. В Москве такие стройки закрывают непрозрачной плёнкой. Они напоминают о самых гадких, самых гнусных вещах, которые делаются под покровом чего-либо. Когда нет доступности, прозрачности – в делах, в государственной экономике…

В России проблема ограничений становится болезненной. Я имею в виду заборы на улицах. В Нижнем они синие, в Москве - прозрачные. Плохо, что эти заборы выстраиваются не только на улицах, но и в головах.

Совершенно бессмысленная вещь в городе – камеры наружного видеонаблюдения. В большинстве случаев они абсолютно неэффективны. Но создают устойчивое ощущение, что за тобой постоянно наблюдают.

«Интересы власти далеки от меня»

Я никогда не писал и никогда не буду писать на стенах мата. В целом я не в курсе новых законов и законопроектов: интересы власти очень далеки от меня. Если только это напрямую не касается моего тела, частью которого является и мой город.

О хорошем

«Ты справишься без меня. Ты можешь. Я знаю». «Всё обойдётся»

Я думаю, что многим это будет приятно прочитать. Хотя и писал их в первую очередь для самого себя. Такие тексты как будто не имеют автора. Они дают поддержку, веру в себя – тем, кто не спекулирует паразитически своими проблемами.

Рисуя на улицах, знаешь, что должен потворствовать усреднённой части общества. Но искусство должно быть в жизни. И оно должно быть - дома, на улице, на работе, в гостях.

О натуральном обмене

Я верю, что всё можно найти, не включая в процесс экономическую составляющую. Если мне нужна краска, я иду к ближайшей помойке и нахожу её. То же самое – если хочу есть. Одежду дают друзья или знакомые.

«Всё уметь. Ничего не иметь»

Самое важное – регулировать общение и обмен. Вера в экономику может в одночасье разрушиться вместе с экономикой. Книги, кстати, материальный объект. Поэтому я в текст больше верю.

У меня всего две книги, которые я могу назвать своими. Если они нужнее вам, чем мне, я их отдам. Я и куртку свою отдам, если вы убедите меня, что она вам нужнее.

Деревянные дома

Построить торговый центр гораздо проще, чем снести старый, сложно реконструируемый объект. В Нижнем Новгороде всё деревянное строительство изрисовано, увешано баннерами. А ведь здесь около 150 деревянных строений. Но их не защищают. Великовозрастные придурки размещают на них своих никнеймы – сообщения, которые никому не нужны.

Авто

мобиль как продолжение тела

В 2000-е, когда я думал о граффити, мне хотелось вернуть ощущение 1990-х: когда общество против тебя. Но сейчас стены для людей – чужие, граффити на стенах утратило свою шокирующую функцию.

Поэтому я обратил внимание на машины. Ведь сейчас автомобиль – как продолжение человеческого тела. Я стал символически нападать на них. Изрисовал десятки, сотни машин. Может быть, за 3 года я не был ни разу пойман потому, что не выкладывал фото с ними в сеть. Я рисовал на любых машинах, кроме дешёвых. В качестве объектов нападок использовал машины, которые, к примеру, нарушали правила дорожного движения, выглядели слишком кичливо или заполняют улицы и не дают детям поиграть. Либо шутил –

нарисовал поверх кроссовера велосипед. А иногда я использовал самое действенное средство: брал кирпич и клал его под дворник. Я бы не сказал, что подходившие водители понимали меня.

На форуме как-то написали, что «в гражданском обществе» меня бы за такое расстреляли.

В Нижнем Новгороде проблема парковок стоит ещё не так остро, как в Москве. В столице отношение автомобилиста к пешеходу похоже на «Пешеход – лох. Тебя можно раздавить и уехать».

Про Нижний

Ни разу не видел у вас в мусорках банок с краской. В Москве такие вещи найти гораздо проще.

У вас очень грязно, очень много мусора. Больше, наверное, только в Самаре.

Понравилась тротуарная торговля. Мы прошли по Покровке, купили разных вещей.

А ещё в Нижнем Новгороде много хороших художников. Благодаря им, здесь на улице я увидел многое из того, что давно мечтал увидеть.

НА ЗАМЕТКУ

В своём интервью журналу The Village Кирилл объяснил, что никнейм «КТО» создал не он сам.

«Кто — это не мой никнейм, и я его не заслужил. «Кто» для меня — это высшее проявление лучших качеств человеческой личности, и в какой-то момент каждый из нас может быть кто, но в какой-то момент каждый из нас всего лишь никто и звать никак. Для меня это открытая серия, я сам с собой разговариваю, пытаюсь найти ответы, прислушиваясь и к внутреннему голосу, и к внешнему — к тому, что происходит в городе», - сказал он.

Фото: из архива Кирилла КТО, издания «The Village», «Furfurmag», «Petrograff.com».

1 из 23
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления