Единороссы обсуждают идею приравнять популярные блоги к СМИ. С законодательной инициативой депутаты планируют выступить осенью 2013 года. «Новым выкидышем бешеного принтера» назвал эту идею нижегородский блогер.
Пока что речь идет только о Живом Журнале и блогах на сайтах СМИ, сообщают «Ведомости». Поправки планируется внести в закон о СМИ. В данный момент документом не оговаривается такая структура медиапространства, как блог, хотя многие «дневники» пользователей Сети имеют аудиторию, сравнимую с количеством читателей официально зарегистрированных средств массовой информации.
По мнению депутатов, сейчас с блогами и блогерами связано две проблемы: то, что их сообщения могут содержать скрытую (а значит, оплачиваемую) рекламу, а также тот факт, что их частные мнения становятся достоянием широкой общественности, а за сказанное нужно нести ответственность.
ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ
"Закон будет исполняться выборочно"
Законодательную инициативу корреспондент NN.RU обсудил с нижегородцем Сергеем Шаховым, который ведет блог на сайте радио «Эхо Москвы».
- Цели, как мне кажется, совершенно понятны и прозрачны: ограничить доступ Интернет-пользователей к получению объективной информации и заодно так или иначе установить контроль над сферой блогов, точнее, отдельными их владельцами – теми, у кого есть возможность воздействовать на широкую аудиторию. Как известно, блоги, по аудитории сравнимые с авторитетными изданиями, есть, к примеру, у Алексея Навального, Рустема Адагамова, Антона Носика.
Телевидение в России практически полностью лишено независимости: все федеральные каналы являются источниками мощной государственной пропаганды. Радио же, традиционно, слушает лишь небольшая доля граждан. До недавнего времени единственной площадкой свободного высказывания мнений оставалась Всемирная сеть. Но сейчас и в ней появились некоторые ограничения: например, на распространение информации, оскорбляющей чувства верующих или содержащей пропаганду нетрадиционных брачных отношений (нетрадиционных браков в России не было и нет, а отношения откуда-то появились).
- Насколько эффективно, по твоему мнению, будет работать закон в новом виде?
По словам тех же депутатов, данный законопроект будет защищать права блогеров, приравнивая их к СМИ, но и последние находятся в весьма незащищённом положении. По оценке правозащитной организации Freedom House, Россия продолжает оставаться одной из самых опасных для журналистов стран. Блогеры в этом смысле мало чем от них отличаются.
Насколько я знаю, даже регистрация СМИ по законодательству - исключительно добровольное дело, поэтому приравнивать блогеров к ним через очередной плод, если не выкидыш, бешеного принтера несколько абсурдно. Что дальше? Сделать теми же СМИ каждого человека, так или иначе взаимодействующего с социумом и высказывающего собственное мнение?
- Как, на твой взгляд, для российских пользователей изменится сама суть ведения блога?
Станет сложнее открыто выражать свою точку зрения. Наказания и штрафы для СМИ часто куда жестче, чем для отдельных граждан, но с принятием данной законодательной инициативы различия в плане ответственности между лицами юридическими (газетами и электронными изданиями) и физическими (обычными блогерами) нивелируются.
Риск получить крупный штраф или несколько лет тюремного срока в этом случае увеличивается в разы, а именно страх и является основным инструментом управления при современном политическом режиме. Свобода слова загоняется в фантасмагорические рамки,
поэтому единственным выходом остаётся возвращение к иносказательности, Эзопову языку, как это было в СССР.
- На ком в первую очередь отразится действие закона?
С полной уверенностью можно сказать, что закон будет исполняться выборочно. Под удар попадут в первую очередь оппозиционно настроенные блогеры, которые ведут свою деятельность в первую очередь на платформе российских электронных ресурсов. С публикациями на Facebook или Twitter вряд ли что-то можно будет сделать.
В ЦИФРАХ
По данным ВЦИОМ - Всероссийского центра исследования общественного мнения, - самый популярный блогер в России – премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Его знают 20% россиян. На втором месте – Владимир Путин (8%), который блогов вообще не ведет. По 2% голосов – у Ксении Собчак, Алексея Навального, Владимира Жириновского и Михаила Прохорова. Примечательно, что 29% опрошенных не знают, кто такой блогер вообще. В исследовании ВЦИОМ участвовало 1600 человек из 130 населенных пунктов в 32 субъектах РФ.