Сегодня в обществе модно говорить о толерантности: терпимому отношению к другим национальностям, верам и даже состоянию здоровья. Однако говорить о том, что мы стали действительно добрее к людям с ограниченными способностями пока говорить преждевременно. К сожалению, изо дня в день они сталкиваются с бытовыми и материальными проблемами, а самое главное - с нашим равнодушием. Корреспондент NN.RU пообщался с директором МБДОУ детский сад комбинированного вида № 115 Любовью Каталовой, коллектив которого не на словах, а на деле пытается сделать жизнь особенных деток лучше.
- Любовь Вячеславовна, почему в вашем детском саду возникла идея внедрить инклюзивные практики?
- К этому важному решению нас подтолкнула сама жизнь. В детский сад ходят разные дети и по статусу здоровья, и по уровню развития воспитывающиеся в разных семьях - в двуязычных, с разным социальным статусом и другие. Каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности. Иногда эти особенности видны сразу, а иногда родителям нужно время, чтобы их разглядеть и понять. В группе, в детском коллективе ребенок проявляет себя иначе. Особенности развития ребенка в сравнении с другими детьми начинают ярко проявляться. Могу привести пример из практики. В наш детский сад в группы общеразвивающей направленности пришли, на первый взгляд, обычные дети, впоследствии им был поставлен диагноз ранний детский аутизм, который трудно диагностируется на ранних этапах развития ребенка. Наши воспитатели и педагог-психолог в процессе работы заметили необычность в поведении этих детей, поняли, что им необходимо дополнительное внимание. Было важно своевременно наладить взаимодействие родителей, педагогов и специалистов.
- Фактически именно специалисты садика проинформировали родителей об особенностях развития ребенка, а не наоборот?
- Да. Родители всегда остаются родителями, у них всегда есть свои доводы: «Он необщительный, он маленький, не умеет говорить. Он трудно входит в детский коллектив…» А педагог видит всю группу в целом: кого-то нужно просто научить установить контакт, подружиться, а для другого коммуникация может являться серьезной проблемой. Мы посоветовали мамам этих детей обратиться дополнительно к специалистам. Замечу, что это не всегда просто. К сожалению, бывает, что родители воспринимают эту информацию в штыки.
- Пугаются или не доверяют вашим наблюдениям?
- Родители считают, что их ребенок «абсолютно нормальный и здоровый». Мы стараемся объяснить им, что педагоги не говорят о том, что он больной: у него просто есть особенности. Но если сейчас, в столь раннем возрасте, не ухватиться за эту ниточку, не начать действовать и помогать, то потом это может вылиться в глобальную проблему. Мы просто не хотим упускать момент и начинаем сотрудничать с семьей. Хочется отметить, что каждому ребенку нужна поддержка и детский коллектив, где бы он мог раскрыться и социализироваться. Не выход из ситуации – ребенку с особыми потребностями сидеть дома взаперти. В нашем Учреждении, в группах общеразвивающей направленности воспитываются дети с синдромом Дауна, родители которых записывались в наш садик, принимая наши принципы и подходы к совместному обучению детей с разными образовательными потребностями.
- Каким образом они узнали, что в вашем садике возможно инклюзивное обучение?
- Через Управление образования, сайт нашего Учреждения, положительные отзывы родителей, чьи дети с подобными проблемами были воспитанниками нашего детского сада. Конечно, мы не волшебники и ничего особенного не творим, просто мы стараемся работать командой. Год от года наша административная группа, воспитатели и специалисты, расширяют свои знания, проходят обучение. Для этого важно, чтобы безбарьерная среда была создана и в общении малыша с ровесниками, сотрудниками садика, и во взаимодействии с семьей.
- Как ребенок с синдромом Дауна посещает садик? В какую группу он ходит?
- Мама находится в детском саду вместе с ребенком. Она проходит плановые медосмотры. На сегодня мы видим позитивные результаты в развитии ребенка. С ним проводятся индивидуальные занятия (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по ФИЗО и по плаванию). Постепенно особый ребенок включается в общие занятия. Особенно хочется сказать о занятиях по плавании. У нас существует для ребятишек с проблемами в развитии адаптивное плавание, по мере овладения навыками ребенок так же переводится в общую группу. Всё это время мама, находясь в группе, видит общение педагога с ребенком и использует эти приемы дома. Таким образом, эффективность такого взаимодействия возрастает.
Однако бывает и иначе. Например, родителям одного из ребят, у которого был диагностирован аутизм, мы также предлагали работать во взаимодействии в целях оказания ранней коррекционной помощи ребенку, но достучаться так и не смогли. А ведь у нас уже есть позитивный опыт работы с такими детками! Один из наших особенных выпускников, прежде всего благодаря активной позиции своей мамы, теперь учится в школе не для умственно отсталых детей. Он находится в социуме и продолжает развиваться в группе своих обычных сверстников. Когда мы видим такие примеры, практически никто из моих коллег не может удержаться от слез. Без помощи родителей сделать ничего невозможно! Ведь многие родители просто не знают, как общаться с таким ребенком дома. Для них это просто проблема, которую хотят «скинуть» на садик или школу. Но мы должны быть партнерами.
- Как вам удалось убедить родителей обычных детей не бояться того, что рядом с ними будет особенный ребенок?
- Первоначально ко мне постоянно приходили родители с вопросом: «Как это? Мой ребенок будет ходить в группу с ТАКИМ?» Сейчас, к счастью, эта тема практически не возникает. Нам удалось донести до взрослых главное - суть добра. «Сейчас ваш ребенок маленький, а вы молоды. Но вы постареете, а, к сожалению, никто из нас не застрахован от проблем со здоровьем. Вспомнит ли ваш ребенок о вас, не перешагнет ли он через родителей? Так важно воспитать его добрым, способным помогать, сочувствовать. Мы не имеем морального права отвергать любого ребенка и любого человека!» - именно это я хотела донести до каждого.